Новые технологии на службе ЖКХ
В Тольятти создана уникальная автоматизированная система паспортных столов, какой нет пока ни в одном российском городе.
К этому событию сотрудники «Городского информационного центра» (ГИЦ) шли долгих два года. Чего греха таить, несмотря на то, что без новых технологий представить нашу жизнь уже невозможно, все равно остаются люди упрямо не доверяющие компьютерам и всему, что с ними связано. Надо было не только разработать систему ( в этом помогали разные структуры мэрии - департамент экономики, департамент социальной поддержки и т.д.), но и опробовать ее на деле. При чем, обязательно добиться успеха. Зато теперь с гордостью можно сказать, что наши программисты - одни из самых талантливых в России.
Причешемся под один стандарт
Новый жилищный кодекс предполагает демонополизацию рынка жилищно - коммунальных услуг, что подразумевает создание множества частных и муниципальных Управляющих Компаний и ТСЖ. Активно или нет, но процесс демонополизации происходит и в Тольятти. Каждая УК и ТСЖ становится своего рода маленьким княжеством, которое вправе решать самостоятельно, как ему организовать свое существование. Этот суверенитет может коснуться даже расчетов квартплаты. Кто-то предпочтет ее делать в одной программе, кто-то - в другой. Для муниципалитета это чревато потерей контроля за ситуацией. Создание единой системы паспортных столов поможет этого избежать, да еще и облегчит жизнь всем начинающим самостоятельное плавание. Дело в том, что в этом случае паспортистам всех УК и ТСЖ придется работать с одним и тем же форматом, в одной программе «Паспортный стол». Как рассказал руководитель «Городского информационного центра» Дмитрий Никулин, предполагается, что ее приобретет муниципалитет и снабдит ею всех игроков коммунального рынка.
Программа «Паспортный стол» работает в режиме он лайн и полностью совместима с системой «Народонаселение», в которой бережно хранятся персональные данные всех тольяттинцев. Их адреса, паспортные данные, в том числе и состав семей, зарегистрированный по тому или иному адресу. Такая совместимость - одна из главных особенностей, открывающих большие возможностями перед пользователями.
Любой паспортист может без труда вносить новую информацию обо всех изменениях в семьях тольяттинцев (конкретнее, кто выписался, кто прописался) в режиме реального времени в «Народонаселение». При чем, эти задокументированные перемены
подписываются электронной цифровой подписью (ЭЦП). Во-первых, не надо никаких посредников, никаких дискет. Во-вторых, экономится масса времени, потому что механизм ЭЦП заметно облегчает обмен информацией между ведомствами. Файл, подписанный электронной подписью, становится полноценным документом, юридически значимым, с которым можно потом пойти в суд.
Преимущества на лицо
На базе УК №1 и двух ТСЖ был проведен впечатляющий эксперимент. Привезли пожилую леди в паспортный стол, где она провела операции с убытием одного из членов семьи. Паспортист на глазах у всех зафиксировал изменение состава семьи. Через 15 минут даму доставили в отдел субсидий. Специалист, проводивший прием, обратился к компьютеру, к системе «Народонаселение», через которую тут же получил электронную справку о составе семьи посетительницы. Наблюдателей эксперимента увиденное просто потрясло. Понятно, что теперь людям не придется обивать пороги ЖЭКов, долго стоять в очередях, чтобы добыть справку о семье. Не секрет, что из этого в некоторых паспортных столах сделали маленький и нечестный бизнес. Хотите справку быстро? Позолотите ручку. Не хотите золотить? Тогда ждите несколько дней, пока документик подготовят, вон сколько посетителей!
Как рассказала руководитель департамента социальной поддержки населения Лариса Загребова, справка о составе семьи является самой востребованной при назначении любых социальных выплат. «Часто мы слышим недовольства, что приходится тратить много времени на оформление таких справок. Благодаря упомянутому эксперименту у органов,
предоставляющих справки населению, появилась возможность выдавать их в электронном виде в автоматизированном режиме. Такие справки учитываются как настоящие документы. если мы пойдем по такому пути, то процессы оформления станут более упрощенными», - отметила Загребова.
Презентация удалась
Недавно в мэрии прошло рабочее совещание по вопросам, связанным с реализацией
положений Жилищного кодекса. На нем Никулин выступил с докладом - презентацией системы «Паспортный стол». Он рассказал о ее преимуществах, результатах эксперимента. Было принято положительное решение о ее «промышленном» внедрении. Управляющим компаниям было поручено заключить договора на организацию единого паспортного учета и расчета платежей населения за жилищно-коммунальные услуги через ГИЦ. Раньше эти функции выполнял Расчетно-кассовый Центр (РКЦ) департамента ЖКХ. Департамент ЖКХ в свою очередь обязали обеспечить передачу картотеки паспортных столов тем, кто заключил договора. На совещании решили, что эту работу нужно завершить к началу сентября. А пока что ГИЦ планирует приступить к следующим этапам внедряемой системы, направленным на интеграцию информационных баз всех отраслей и созданию общего ресурса муниципалитета.
Комментарии
Директор МУ «ГИЦ» Дмитрий Никулин
Ничего не разрушается, РКЦ остается как и прежде. Просто ситуация такова, что будут появляться и другие РКЦ. Никто этого не запретит. И Управляющие Компании будут выбирать, где лучше эта услуга - расчет платежей - оказывается. Можно ведь и самому себе сделать расчет в случае маленького ТСЖ. А если большой объем, требуется серьезное программное обеспечение, сервер. Тогда проще эту услугу на стороне заказать.
Создание единой муниципальной системы, дающей возможность разным структурам обмениваться между собой электронными документами - нигде такого больше нет. Техническую часть придумали специалисты «Городского информационного центра». Отдельные вопросы нам помогали решить различные департаменты мэрии.
• Обсудить в форуме РИА Самара »