Легко ли найти дело по душе?
Как выпускники школ определяются с выбором будущей профессии? Почему человек выбирает ту или иную профессию? В какие вузы предпочитают поступать новокуйбышевские одиннадцатиклассники? Как помочь определиться с жизненным выбором? Этими и другими схожими проблемами занимается Ольга Зайчикова, методист отдела сопровождения профессиональной карьеры ресурсного центра Новокуйбышевска.
На прием к психологу
Впрочем, основное ее занятие - помочь подростку определиться с выбором спектра наиболее подходящих ему специальностей и тех учебных заведений, в которых можно получить соответствующую характеру ребенка профессию.
Более семисот выпускников города обратилось в нынешнем году за помощью к Ольге Евгеньевне, пройдя через компьютерную диагностику и тестовые проверки, которые точнее всего позволяют выбрать правильный жизненный путь.
- К нам за помощью обращаются не только те, кто заканчивает одиннадцатый класс, - рассказывает О. Зайчикова, - первый раз к нам приходят ребята с родителями после восьмого, когда нужно определиться с выбором профиля обучения в старших классах школы. И первое, что я делаю - это определяю тип личности подростка. Их шесть, и каждому типу личности соответствует тот или иной спектр профессий. Например, ребенку социального типа лучше выбрать работу врача или психолога, предпринимательскому типу - работать менеджером или управленцем, адвокатом или депутатом, артистичному подростку предпочтительней идти учиться на музыканта или художника. Но, как вы понимаете, спектр профессий для каждого типа достаточно велик, я просто обозначила направление, в котором следует выбирать себе занятие по душе. Впрочем, порой одна и та же профессия может подойти разным типам: скажем, если вы становитесь программистом и работаете над составлением новых компьютерных игрушек - то вы относитесь к исследовательскому типу, а если корпеете над 1С в банке или работаете системным администратором, то, скорее всего, вы - традиционный тип.
По результатам обследования 874 подростков из Новокуйбышевска и Волжского района, в нашем городе среди подростков преобладает артистический тип личности, на втором месте - предпринимательский, на третьем - традиционный.
В Волжском районе больше ребят с предпринимательским типом, на втором месте по распространенности - артистический, третье так же занимает традиционный.
Выпускников и их родителей, которые приходят в ресурсный центр, уже интересуют более конкретные вещи: например, какой предмет выбрать для сдачи третьего экзамена по ЕГЭ. То есть, какого брать репетитора, на какой вуз уже нацеливаться. И тут, кроме психологических характеристик, важно учесть и другие, более приземленные: например, востребованность той или иной профессии на рынке труда.
Оправданы ли ожидания?
Интересно, что после тестирования 87 процентов подростков получают результат, который так или иначе совпадает с их ожиданиями, а у 13 процентов желание получить ту или иную профессию не совпадают с их реальными личностными характеристиками.
Часто бывает так, что родителям не нравится выбор ребенка: скажем, ему хочется быть музыкантом, а родители заставляют идти учиться на инженера. У Ольги Евгеньевны, был такой случай: мальчик с ярко выраженным артистическим типом, которого мама с папой заставили поступить в аэрокосмический. И что же? Все равно парень получил два образования, и теперь играет на скрипке, забросив диплом аэрокосмического университета куда подальше.
- Наши исследования показывают: основные факторы, влияющие на выбор профессии, таковы: главное – ее престижность, затем – выбор друзей (многие идут туда же, куда и друг) и, наконец, - советы родителей. Как-то ко мне привел своего внука дедушка, который безапелляционно заявил: ребенок пойдет учиться только в медицинский! Выяснилось, что очень многие в семье занимаются медициной, вот и за подростка уже все решили. А ему совершенно не подходит эта профессия. Порой сам подросток плохо представляет себе будущую специальность: «Я, мол, буду менеджером», имея в виду, что будет он не меньше, чем гендиректором какой-нибудь фирмы. Я в таких случаях говорю: ребята, современный менеджер ничем не отличается от простого торговца на базаре.
Но, в любом случае, в нынешнем году среди тех семисот ребят из Новокуйбышевска, Волжского района и даже Самары, которые прошли тестирование у О. Зайчиковой, предпочтения сложились такие: очень многие выбрали для поступления архитектурно-строительный, аэрокосмический, государственный экономический и технический университеты. Интересно, что меньше всего выпускников нынешнего года пойдут учиться в медицинский и академию искусств.
По данным Татьяны Пивсаевой, главного специалиста отдела реализации образовательных программ Поволжского управления министерства образования и науки Самарской области, в прошлом, 2008-м, в высшие учебные заведения поступили по результатам ЕГЭ 343 (88 процентов) новокуйбышевских выпускника. Из них 75 человек (22 процента) учатся на коммерческой основе и 268 человек - 78 процентов - бесплатно, на бюджетных местах. Из тех, кто поступил в вузы в прошлом году, учатся согласно профилю 67 процентов.
Для новокуйбышевских выпускников правильный выбор профессии, который они получили благодаря работе Ольги Зайчиковой и ресурсного центра, очень значим. Он помог не только сориентироваться в море нынешних возможных специальностей, но и выбрать вуз, в который большинство выпускников поступили «с первого захода». Надеемся, что и в нынешнем году выбор наших одиннадцатиклассников будет не менее хорош!
ЕГЭ в цифрах
По результатам испытаний по физике, истории и химии все выпускники набрали необходимое количество баллов для сдачи. По обществоведению не сдала ЕГЭ одна ученица. Средние по городу баллы: по физике, которую сдавали 222 выпускника, - 53,6, (в прошлом году
53,8, средний по региону - 52,2), по истории, которую сдавали
40 человек, - 55,6 (прошлогодний - 57,4, региональный - 52,1), по химии, которую выбрали
21 человек, - 64,6 (прошлогодний - 62,1, средний - 56,5), по обществоведению, которое сдал 221 выпускник, - 62 (прошлогодний 62,8, средний по региону - 60,2).
Почти вдвое больше медалистов выпустили в нынешнем году все школы города. Из 647 одиннадцатиклассников награды получили 82 ученика (47 золотых и 35 серебряных).
В прошлом году новокуйбышевским выпускникам удалось получить 25 золотых и 31 серебряную медали. Больше всего наград получили ученики школы №3 - четверть от общего количества.
Что же касается тех, кому не удалось набрать необходимое количество баллов для сдачи экзаменов, то среди выпускников дневного обучения их всего двое - один «неуд» по математике и один - по обществознанию. «Вечерники» получили шесть «незачетов» по русскому языку, 39 - по математике.
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »