Сделать стартовой
 
Электронный адрес РИА Смара Новости, Комментарии, Вопросы и Ответы, Политика и Экономика

Самара-Review / Изобретатели Самары

15:40 28 февраля 2008Автор: Николай Волчанский

О кризисе инновационной системы России. Доклад на чрезвычайном Съезде изобретателей

 

О КРИЗИСЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И О ПРГРАММНЫХ ПУТЯХ И МЕТОДАХ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕШАЮЩИХ ИННОВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

( доклад Председателя Правления Региональной общественной организации «Союз изобретателей Самарской области» на Съезде изобретателей Самарской области, 24 февраля 2008 года, «Дом-музей имени П.В.Алабина», г.Самара, ул.Ленинская, д.142 )

 

ВВЕДЕНИЕ

          В Статье 3 Закона Самарской области «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области» приводится понятие инновационной деятельности и определяется необходимое, главнейшее и ключевое условие того, что её основой являются объекты интеллектуальной собственности.

     Это означает что вся российская экономика в самое ближайшее время должна быть переориентирована на создание и последующее за этим созданием непрерывное использование самых лучших и передовых (созданных в самое последнее время) изобретений и полезных моделей защищенных патентами.

     Это также означает и то, что все проблемные вопросы, существующие в российском изобретательском деле и в российской патентной системе, в ближайшем будущем должны быть разумным образом разрешены, как на общефедеральном уровне, так и во всех субъектах России.

 

О РОССИЙСКОМ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ

     Сегодняшнее состояние российского изобретательского дела было изложено в статье «О БУДУЩЕМ РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ РОСССИИ», которая была размещена на сайте www.riasamara.ru в рубрике «ИЗОБРЕТАТЕЛИ САМАРЫ».

     Существенное снижение изобретательской активности народонаселения по сравнению с изобретательской активностью во времена существования СССР, произошло и у нас в Самарской области. Сейчас изобретателей (авторов патентов на изобретения и полезные модели) в Самарской области не более 500 человек. В основном это люди старше 50 лет. Более молодые люди из-за отсутствия реальных стимулов не участвуют в создании изобретений и полезных моделей. Тенденция к снижению изобретательской активности продолжает сохраняться.

 

О РОССИЙСКОЙ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЕ

     Существующая на настоящий день в России патентная система весьма далека до вполне возможного и достижимого совершенства. Сегодняшняя патентная система является самым главным тормозом и препятствием к переходу России, её отдельных регионов, в том числе и Самарской области, к действительно по-настоящему инновационной экономике.

    Чем же плоха российская патентная система(?).

     Первое. Основой патентной системы является государственная патентная экспертиза изобретений и полезных моделей. Методология, которая сейчас используется и действует в российской государственной патентной экспертизе, основана на пустой абстракции ( абстракции допускающей произвольное, субъективно-неопределённое толкование) - «специалист, для которого что-то явным образом следует (или явным образом не следует) из уровня техники» (Статья 1350, часть 2, ГК РФ). Поэтому такая методология не обеспечивает, и не может обеспечить в принципе, проведение действительно объективной, научно обоснованной экспертизы изобретений и полезных моделей.

      Эта ненаучная, неправильная и неверная методология приводит к тому:

- что, во-первых, сроки проведения государственной патентной экспертизы заявок на изобретения и выдача патентов по этим заявкам растягиваются на десятки месяцев с даты приоритета заявок и, во-вторых, в конечном результате проведения экспертизы не гарантируется действительно правильное и верное решение. ( Всё это весьма существенно снижает темпы технического и технологического прогресса и тормозит развитие производительных сил России);

- что экспертиза по существу заявок на полезные модели вообще не производится (Статья  1390, часть 1, ГК РФ) (что снижает надёжность, ценность, эффективность и действенность правовой охраны технических решений таким охранным документом, как патент на полезную модель);

- что в качестве полезных моделей охраняются только устройства (Статья 1351, часть 1 ГК РФ), и не охраняются такие патентоспособные объекты как способы и вещества;

- что штат государственных патентных экспертов должен быть большим и составлять несколько сотен человек (как сейчас у нас в России) или даже нескольких тысяч человек (как это было во времена существования СССР).

     Вышеупомянутая методологическая проблема была успешно разрешена в научной работе «ВЫЯВЛЕНИЕ ОХРАНОСПОСОБНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (К критике научно-технической экспертизы)», которая была опубликована во всероссийском журнале «ИНЖЕНЕР» в 2004 году, а также в полном виде, с прилагаемыми  конкретными практическими примерами проведения совершенно новой, объективной, научно обоснованной экспертизы изобретений и полезных моделей была размещена на сайте www.riasamara.ru.

     Использование новой методологии экспертизы изобретений и полезных моделей позволяет разрешить накопившиеся противоречия в патентной экспертизе и полностью устранить все её существующие на настоящее время недостатки.

     Второе. Существующая российская патентная система (как, кстати, и вообще все другие патентные системы, существующие в других странах мира) не устраняет отчуждение труда изобретателей-предшественников. И на практике, в наших сегодняшних российских условиях, вообще никак не стимулирует людей к созданию новых изобретений и полезных моделей и приводит к постоянному и неуклонному год от года на протяжении последних десятков лет снижению изобретательской активности у нас в стране.

     Об отчуждении труда изобретателей-предшественников было изложено в статье «К ВОПРОСУ О ТРУДЕ», журнал «ИНЖЕНЕР», № 6, 2004 год, и на сайте www.riasamara.ru. А также отмечено в книге А.Полторака и П.Лернера «ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ», перевод с английского, Москва, 2004 год, стр.26 – 27.

     Здесь следует особо отметить, что отчуждение труда изобретателей-предшественников тесно взаимосвязано с методологией государственной патентной экспертизы. Поэтому как-то правильно и верно разрешить проблему по устранению отчуждения труда изобретателей-предшественников не представляется возможным без новой, объективной, научно обоснованной экспертизы изобретений и полезных моделей.

      В статье «О БУДУЩЕМ РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ РОСССИИ», которая была размещена на сайте www.riasamara.ru, в виде конкретных Статей законопроекта, решается эта проблема. Водится соответствующее распределение оплаты труда авторов реализуемого изобретения и полезной модели и авторов аналогов и прототипа, упомянутых в описании реализуемого изобретения и полезной модели, которые были ранее защищены другими отечественными охранными документами.

     Третье. Сегодняшняя российская патентная система не обеспечивает необходимой и полной свободы для изобретательского труда. Экономический механизм патентной системы сковывает изобретательство и препятствует пробуждению и росту изобретательской активности у нас в стране. Далеко не каждый гражданин России может себе позволить такую роскошь, как патентование изобретений и полезных моделей, платя при этом значительные и многочисленные государственные пошлины. Особенно, если таких изобретений и полезных моделей несколько. Уплачивая государственные пошлины, изобретатель фактически осуществляет предоплату за саму возможность трудится на благо государства и всего общества. Изобретатели в рамках сегодняшней российской патентной системы отделены от государства. Изобретения и полезные модели, да и вообще весь технический и технологический прогресс - это субъективное дело самих изобретателей, а не государственное дело. Изобретатели должны отрывать от себя, от своей семьи свои личные (а иногда даже и последние) деньги, чтобы донести до общества и государства, как говорится, свою благую весть о созданных изобретениях и полезных моделях, о своих технических и технологических знаниях. А государство, получая эти технические и технологические знания, вместо того, чтобы хоть как-то, по минимуму, оплачивать изобретательский труд, ещё взимает государственные патентные пошлины с создателей технических и технологических знаний. Образно выражаясь, обдирает изобретателей как липку, и даже дерёт последнюю лычку, и при этом никак не может понять почему «липы засыхают», и государственный бюджет не наполняется золотым «липовым мёдом». Вот такая «экономика знаний» сейчас существует у нас в стране. И эта экономика объективно неправильная и несправедливая.

      В статье «О БУДУЩЕМ РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ РОСССИИ», которая была размещена на сайте www.riasamara.ru, в виде конкретных Статей законопроекта, эта проблема, связанная с государственными патентными пошлинами, успешно решается.

Четвёртое. Существующая ныне российская патентная система не предусматривает активного и деятельного участия изобретательского сообщества в её функционировании и совершенствовании. Она препятствует пробуждению и росту изобретательской активности, не способствует общественному объединению изобретателей, и не направлена на решение проблемы переориентации российской экономики на инновационный путь развития.

     Для решения этой проблемы необходимы два взаимосвязанных и взаимодополняющих общественных процесса:

- первый процесс - самоорганизация изобретателей в их сообщества (общественные организации) снизу;

- второй процесс – участие, руководящее влияние, помощь и содействие сверху, со стороны всех ветвей государственной власти России, в объединении изобретателей.

 

О ТОРМОЖЕНИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И О ТОМ, ЧТО НАДО КОНКРЕТНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УСТРАНИТЬ ЭТО ТОРМОЖЕНИЕ

     Инновационному развитию препятствует децентрализация, отсутствие специализации и плохая организованность работы региональной законодательной и исполнительной властей  во всех субъектах России. Кстати сказать, на этом общем фоне Самарская область даже выглядит передовиком, лидером и флагманом, приятным исключением из общего правила.  

     Как следствие этих негативных обстоятельств возникает и проявляется такое явление, как отсутствие должной персональной ответственности за инновационное развитие.

     В инновационном развитии в самую первую очередь и в самой большей степени заинтересованы первые лица государства – Президент и Премьер-министр, а в субъектах федерации – губернаторы и руководители республик. И чем ниже по вертикали власти, тем внимание, заинтересованность и персональная ответственность за инновационное развитие у государственных руководителей более низкого уровня и их подчинённых – уменьшается и сходит на нет.

     Позитивный опыт возникновения, становления и развития крупных производственных систем свидетельствует о том, что на определённом историческом этапе внутри этих систем происходит структурное разделение по двум функциям - эксплуатации и развития. Подразделение, функционально отвечающее за развитие, создаёт инновации. Осуществляет весь комплекс по подготовке производства, запуску и пуско-наладке инновации. После чего передаёт этот результат своей деятельности подразделению, осуществляющему дальнейшее использование и эксплуатацию этого инновационного технического и технологического объекта в этой системе. 

     Получается так, что заниматься и быть ответственными за инновационное развитие в Самарской области должны, если не все, то почти все государственные органы и должностные лица. Но поскольку все эти государственные органы и должностные лица осуществляют свою работу, совмещая функции эксплуатации и развития (без чёткого разграничения и приоритетного ранжирования), то они подавляющую часть своего рабочего времени посвящают (отдают) текущей безотлагательной эксплуатационной функции. И эта тягучая, затягивающая «текучка» съедает почти всё их рабочее время. А инновационное развитие остаётся, как «дитя у семи нянек без глаза».

      Кто-то может возразить и сказать о том, что у нас есть Министерство экономического развития Самарской области, которое как раз могло бы выполнять в полной мере функцию инновационного развития.

      Это не так. Министерство экономического развития Самарской области функционирует в области совершенствования производственных отношений и инвестиционной деятельности.

      А инновационное развитие – это уже другая область, область развития производительных сил, развития техники и технологий.       

 

О РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПОД НАЗВАНИЕМ «НОВАЯ САМАРСКАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКО-ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА»

 ( цели, задачи и сроки реализации программы )

     Цель Программы заключается в создании региональной патентной системы, которая, являясь основным и главным звеном региональной инновационной системы, и не противореча действующему общефедеральному законодательству России, обеспечивала бы для Самарской области самое первое и лидирующее место среди других субъектов России в становлении и развитии инновационной экономики (экономики технических и технологических знаний), и способствовала бы тому, чтобы Самарская область в достаточно короткий срок (3 – 5 лет) стала бы самым развитым, процветающим, с самым высоким уровнем качества жизни во всей России регионом (как говорится, «силиконовой долиной»).

     Основными задачами Программы являются:

- пробуждение и рост изобретательской активности населения Самарской области;

- вовлечение изобретателей всех остальных субъектов России, а также и изобретателей из других стран (прежде всего изобретателей из стран ранее входивших в состав СССР) в оперативное и деятельное решение технических и технологических, инновационных проблемных задач;  

- объединение всех изобретателей Самарской области в единый, мощный интеллектуальный кулак для эффективного и максимально быстрого решения насущных, необходимых техническо-технологических инновационных задач промышленности и всех хозяйствующих субъектов Самарской области;

- формирование, совершенствование и развитие новых разумных и справедливых общественно производственных отношений, основанных на интеллектуальной собственности;

- постоянная пропаганда самых новых (вновь возникающих и возобновляемых) изобретательско-патентных знаний и воспитание в Самарском обществе самой высокой и передовой во всём мире интеллектуально-патентной культуры.

 

     Региональная общественная организация «Союз изобретателей Самарской области», как говорится, снизу из гущи народной формирует и выстраивает свою работу на выполнение  этих программных задач, и выступает инициатором этого общественного процесса.

     Поэтому было бы желательным, чтобы в свою очередь все ветви государственной власти Самарской области правильно восприняли и одобрили бы это позитивное, конструктивное и благотворное для всего нашего государства и общества начинание.

      В настоящее время в структуре исполнительной власти России, ни в одном из правительств её субъектов, нет министерств инновационного развития. А конкретные условия, сама диалектика общественного развития, подсказывают объективную необходимость таких государственно-структурных изменений. Появление этих недостающих в настоящее время звеньев (то есть региональных министерств)  во всех субъектах России будет способствовать всестороннему и полноценному прогрессивному развитию вообще всего российского государства и общества, поскольку будет затрагивать базис – производительные силы.

     Закон Самарской области «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области» является рамочным нормативным правовым актом. На его основе предлагается продолжить работу над новым инновационным законодательством Самарской области.

      Это будущее законодательство Самарской области станет самым прогрессивным из всех региональных законодательств в этом нормотворческом направлении.

      При Правительстве Самарской области предлагается создать новое министерство – «Министерство инновационного развития и интеллектуальной собственности Самарской области».

     Основным принципом этого министерства, лозунгом, который должен быть начертан на знамени этого нового министерства, должно стать и быть следующее: «Всё разумное вновь созданное в технике и технологии в максимально короткий срок должно становиться действительным во благо всего общества».

       Это новое министерство, в рамках действующего законодательства России, будет всесторонне способствовать, направлять и координировать всю инновационную деятельность всех субъектов (юридических и физических лиц) в Самарской области, и нести самую первую и полную (безраздельную с Губернатором Самарской области) государственную ответственность за инновационное развитие Самарской области.

 

© Региональная общественная организация «Союз изобретателей Самарской области», 24.02.2008.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: РИА "Самара"

Обсудить в форуме РИА Самара »


Версия для печати »

[an error occurred while processing this directive]

Лента Самара - REVIEW

15:34 «Полит.ру» объявляет конкурс на лучший вопрос и рецензию к книге Александра Долгина

12:03 Skoda Superb – практически уникальное предложение в классе

18:17 "Постиндустриальные технологии" это ненаучный термин

16:17 Ну и как КОНКРЕТНО мы будем ковать своё счастье?

01:11 Тока нет, но зато какое высокое напряжение

01:00 И вам, если не всё, то многое станет вполне ясным и понятным

17:26 О самом важнейшем, первоочередном и первостепенном общественном ДЕЛЕ

21:18 Как и когда Россия пойдёт вперёд

17:09 За самарскими изобретателями БУДУЩЕЕ

12:01 Если у вас есть желание, то вы сможете разобраться

15:50 Перемены будут

00:19 Так всё-таки что же следует понимать под таким понятием как «внедрение», которого нет в ГК РФ?

11:05 Вперёд за Родину, вперёд за российских изобретателей!

23:47 Мы продолжаем находиться в состоянии катастрофы, и застряли в точке бифуркации

10:29 О деньгах, необходимых для возрождения российского изобретательства, и не только

10:22 Сейчас у российских изобретателей жизнь горькая, как полынь и колкая, как ковыль

13:37 Блуждая среди «двух сосен», «карлик» должен помнить и не забывать «гигантов»

22:06 Ну и с чего конкретно начнём?

22:01 Уровень патентной культуры у нас в России крайне низок

00:13 Щука нужна, чтобы карась не дремал

00:09 Добрые пожелания Сергея Михайловича Обижаева

00:02 «В России нет ничего невозможного»

01:20 «Кличут трубы молодого казака в Красной Армии ИМПЕРИИ служить»

00:43 Обижаев Сергей Михайлович поддерживает Максима Бочарова из Москвы

14:31 Для подавляющего большинства российских изобретателей отечество – это всё-таки не деньги, а именно Родина-Россия

22:56 Ну и с чего же начинать выполнение «программы-минимум»?

16:59 России нужна РАЗУМНАЯ экономика, в которой свободно и беспрепятственно развиваются производительные силы

16:12 «Не лукавьте, не лукавьте! Ваша песня не нова…»

20:19 Ну и кто, «ответит за базар»?

10:07 «Ждут дороги меня и тревоги новые»

14:33 Перечень интересов большинства изобретателей сформулирован и зафиксирован

22:39 О «шорохе орехов»

22:34 «Ёжик в тумане» предусмотрел равенство в правах (паритетность) всех патентов

17:33 О «КОМАНДЕ без которой нам не жить»

09:54 «Его величество РЫНОК» далеко не всегда разумен

21:05 Сергей Михайлович Обижаев ничего на ходу не придумывал, а просто дал правильные и верные комментарии

21:01 Будет ли способствовать создание Союза изобретателей РФ тому, чтобы у нас стране наконец-то реально и конкретно появился рынок объектов интеллектуальной собственности?

23:05 Учитесь у людей, изучайте конкретную практику изобретательско-патентного дела

16:29 Уважение российского общества и государства к своим изобретателям должно материализоваться в нормах будущего российского законодательства по налогообложению

10:07 До Первого Учредительного съезда Союза изобретателей РФ - «дистанция огромного размера»

10:00 О механизме выделения средств авторам аналогов

00:34 Кому и какие изобретения нужны в постиндустриальном обществе

13:02 Большой огонь не угаснет, и всем станет теплее

10:47 Кто не понимает диалектики, в конечном итоге всегда проигрывает

21:52 Ну и кто же у нас в стране имеет понятия «о рынке сбыта» инновационных продуктов?

«РиаСамара» © Самара
При полном или частичном использовании текстовых материалов, фотографий и иной информации гиперссылка на www.riasamara.ru обязательна.16+




Написать письмо в РИА Самара Печатная версия