11 марта 2008 13:35
Автор: Эрна Сэт
«Звезды» российской оперы в Самаре
Благодарная самарская публика частенько устраивала шумные овации блестящим российским исполнителям. В 90-е годы прошлого века самарцы восхищались Онегиным Иоакима Викторовича Тартакова. Ученик Эверарди, солист Мариинского театра, а позже его главный режиссер, он часто пел в провинции. В Самару он приезжал с труппой Казанско-Саратовской оперы. Его красивый лирико-драматический баритон удивительно сочетал бархатистость тембра с мужественностью звучания. Мастер бельканто, Тартаков покорял искренностью, простотой, онегинской внешностью. Имел огромный успех, особенно у женщин.
Другой покоривший сердца и один из лучших Онегиных 90-х годов 19 века – Николай Владимирович Унковский, к тому же антрепренер, режиссер. Учился в Петербурге у Ээверарди. Пел в Мариинском театре. Возглавил Саратовское оперное товарищество (1892-1899г.г.) и гастролировал со своей труппой в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре. Его Онегин производил огромное впечатление благодаря яркому драматическому таланту. В Самаре пел Онегина в 1891 и 1893г.г.
Позднее, в 1900-х: годах, бывали в Самаре и другие выдающиеся исполнители партии Онегина: солисты Мариинского театра Алексей Смирное и Леонид Яковлев в составе труппы Казанско-Саратовской антрепризы А. Эйхенвальда. Оба обладали прекрасными голосами и эффектной внешностью. Особенно любили самарцы Яковлева за эмоциональность, одухотворенность исполнения (кстати, это был первый исполнитель Елецкого в «Пиковой даме»).
Запомнился самарцам и Онегин Юлия Ароновича Модестова (Блувштейн). То были гастроли труппы «Русская опера» под управлением В.М.Миллера, сезон 1909г. Музыкальный обозреватель «Волжского слова» Н.Л.Линев (псевдоним Rs) характерезует его как яркое явление по голосу и игре. Ученик Эверарди и Тартакова, Модестов обладал «мощным с сильно драматическим характером баритоном». Критик отмечает ясную фразировку, осмысленную концепцию партии. Особенно удачны сцена ссоры с Ленским и две последние картины. Финальную арию пришлось повторить дважды «на бис».
В разное время, в разных труппах появлялись и незабываемые Ленские и Татьяны. Так в октябре 1909 г. партнером Модестова был блистательный Николай Фишер (Ленский). Н.Линев писал об этом событии с особенной любовью и теплотой: «Обаяние таланта этого кудесника заключается в удивительном искусстве распоряжаться своими вокальными средствами, в ясной, тонкой, замечательно обдуманной фразировке и в крайне художественном воспроизведении каждой роли». Фигнер создал цельный образ, подкупающий искренностью чувств и страданий, вызывающий такую симпатию публики, что заслонил Онегина.
В этом же спектакле партию Татьяны прекрасно спела Рене-Фигнер. Особенно удалась ей сцена письма. Не уступала ей и другая исполнительница - очень артистичная Федоровская, «обладательница обширного, полного свежести голоса». Каждая создала по-своему трогательный, живой образ любимой героини Пушкина - Чайковского. Хорош был и Гремин - Кайданов
Говоря о спектакле в целом, автор рецензии отмечает хороший ансамбль всех солистов («даже маленькие партии исполняли лучшие силы»), хвалит хор как активное действующее лицо. Декорации тоже способствовали общему хорошему впечатлению. Высоко оценивает рецензент и работу дирижера С.Суходрева и режиссера А.Фридмана.
Далеко не всегда отзывы критики были так восторженны. К тому же, самарская история «Онегина» хранит немало забавных, порой курьезных, эпизодов. Вот один из них. Труппа П.Россолимо давала заключительный спектакль своих гастролей. К удивлению зрителей, им было представлено сразу три Ленских, столько же Онегиных и даже четыре Татьяны! Реакция критики резко отрицательная: «В целом спектакль не мог оставить никакого художественного впечатления, т. к. был сборный по составу... Не стоит говорить о смысле и цели подобных спектаклей, но какая-то цель была. Это их дело, Бог с ними! Своего рода спортивное упражнение - кто был лучше всех».
На мой взгляд, любопытный эксперимент - что-то вроде капустника. По крайней мере, вошел в историю.
Источник: журнал «Самарская Лука»
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: