17 марта 2008 12:45
Автор: Эрна Сэт
«Долой Чайковского с корабля современности!»
После революции Муза Чайковского в Самаре натерпелась от «рыцарей» пролетарской культуры не меньше, чем во всей стране. Строители нового мира не хотели брать с собой в светлое будущее «певца упаднических дворянских настроений». Долой его с «корабля современности!» Сложное, противоречивое и жестокое было время. Уничтожались портреты Чайковского, и неизвестно, чем кончилась бы эта кампания борьбы с «чайковщиной», если бы не взял его под свою защиту первый нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, заявивший с высокой трибуны: «Вклад Чайковского в русскую культуру бесценен». С его мнением не могли не считаться даже самые ярые гонители Чайковского.
В 20-е годы театр переживал тяжелые времена, антрепризы были запрещены, а создать государственный театр не представлялось возможным. И все-таки большому энтузиасту, талантливому певцу и антрепренеру Д.Х.Южину удалось создать некое подобие стационарного театра в помещении «Олимпа» (театр им. К.Маркса) хотя бы на 4 года (1919-1923 г.г.). И конечно, украшением peпepтyapa был «Евгений Онегин». Именно в «Онегине» в партии Татьяны засверкала яркой звездочкой любимица публики, совсем юная Глафира Жуковская, вскоре украсившая труппу Большого театра. Еe с любовью называли «наша Глаша».
После разорения Южина опера возобновила свое существование в новом музыкальном коллективе, организованном в 1925 г. Ленинградским посредбюро во главе с Дагмаровым. И здесь «Евгений Онегин» занял почетное место в репертуаре. Одним из лучших Онегиных был А.Слащев, Ленского пел солист Большого театра Б. Евлахов. К сожалению, театр часто выезжал на длительные гастроли и город надолго оставался без оперных спектаклей.
Новые горизонты
И вот, наконец, 1 июня 1931 г. свершилось историческое событие - открылся Государственный оперный театр, который стал называться Средне-Волжским краевым театром оперы и балета. С первых же шагов он завоевал широкое признание зрителей. Его полюбили, им гордились. Вся его история тесно связана с историей страны.
30-е годы ознаменовались трудовыми победами первых пятилеток. Это было время массового героизма, больших надежд, мощного всплеска творческих сил.
Но 30-е годы вошли в историю и как время страшных репрессий и расправ с деятелями культуры. Театральная жизнь регламентировалась и направлялась партийными постановлениями и документами. Сильны еще отголоски борьбы с «чайковщиной», были и проявления не изжившего себя «вульгарного социологизма». Все это не могло не отразиться на первых спектаклях вновь созданного театpa, в том числе, и на постановках «Евгения Онегина». За первые шесть лет их было три: в 1931, 1934 и 1936 годах. К сожалению, ни одну из них нельзя назвать событием в культурной жизни Самары. Перед постановщиками стояла задача преодолеть «худшие стороны «чайковщины». Это означало «классовый подход»: сатирический показ провинциальною и столичного дворянскою общества, трактовка ссоры Онегина и Ленскою как отражения социальных противоречий, изображение Онегина как представителя враждебною нам класс; дворян и «лишнего человека» и т. д.
Ну а музыка? Что ж, она была фоном ко всем этим «разоблачениям». Спектакль заслужил одобрение рецензента А.Мос в «Рабочей Самаре»: «Театр взял верный курс на преодоление худших сторон «чайковщины». Зато другой рецензент, авторитетный музыкант В.С.Невский отрицательно отозвался об этом «курсе», о низком вокально-сценическом уровне спектакля.
А вот совсем другой взгляд на оперу, но уже из 1936 года. Рецензент В.Арсеньева - сторонница «лирического подхода». Настало, наконец, время заглянуть во внутренний мир героев, и она упрекает театр в чрезмерном увлечении жанровыми сценами в ущерб главному - показу внутренней драмы героев. Однако, такие исполнители как Борейко - Татьяна, Рушев - Ленский, справедливо заслужили свою долю успеха.
Но какими бы ни были режиссерские концепции, гениальная музыка все искупала. Зрители всегда любили «Онегина», спектакли шли с аншлагами. И не случайно, в 30-е годы в нашем театре были замечательные певцы. В партии Татьяны блистали Оксана Петрусенко, Лариса Борейко. Здесь начинала свою оперную карьеру Наталья Шпиллер, одна из лучших Татьян на все времена (впоследствии - ведущая солистка Большого театра). Все они помимо роскошных голосов обладали еще и женским обаянием, артистизмом, музыкальностью. Большим успехом пользовались и К.Рушев (Ленский), и А Слащев (Онегин).
30-с годы ознаменовались для театра еще одним историческим событием - обретением своего родного дома. Это случилось в 1938 г. по завершении строительства Дворца Культуры на площади Куйбышева. Теперь открылись новые возможности и перспективы творческого роста. У театра были грандиозные планы. Но неожиданно в нашу жизнь ворвалась война…
Источник: журнал «Самарская Лука»
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: