19 марта 2008 17:58
Автор: Эрна Сэт
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» на Самарской сцене
«Существуют такие сочинения, которые
обладают свойством одинаково нравиться
и тонкому ценителю, и малоразвитому
большинству. Красота их неувядаема, чем
больше их слушают, тем больше…любят».
П.И. Чайковский
Пушкин и Чайковский, два русских гения, два символа высокой поэзии, одухотворенной лирики. Их жизненные пути не могли пересечься: Чайковский родился через три года после гибели поэта. Но, верно, «в вышнем суждено совете», чтобы встретились их Музы. И встреча эта подарила миру бессмертные шедевры: оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», прекрасные романсы.
Именно Чайковский, как никто другой, смог оценить музыкальность стихов Пушкина:
«... (Пушкин) силою гениального таланта очень часто врывается из темных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки... Независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть МУЗЫКА».
Однако долгое время Чайковский не решался привлечь в соавторы гениального поэта - слишком боготворил его. Так как же появилось на свет это чудо совершенства, самое любимое его творение «Евгений Онегин»?
Немного истории
Сама идея обращения к «Евгению Онегину», как к сюжету для будущей оперы (подсказанная, кстати, известной певицей, профессором Московской консерватории Е.А. Лавровской), показалась Чайковскому нелепой. Он так ценил гений Пушкина, что считал себя недостойным этой чести. Однако, по мере того, как он перечитывал любимые строки, крепла уверенность, что это судьба: он обречен писать оперу и напишет ее. Писал увлеченно, лихорадочно, торопясь, боясь спугнуть вдохновение.
В письме к Танееву от 24 января 1878 г. пишет: «... если была когда-нибудь написана музыка с искренним увлечением, с любовью к сюжету и к действующим лицам, то это музыка к «Онегину». Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал ее». И в то же время, автор весьма скромно оценивал результат своей работы: «... Мне кажется, что она (опера) осуждена на неуспех и на невнимание массы публики. Содержание очень бесхитростно, сценических эффектов никаких, музыка лишена блеска и трескучей эффектности». И далее: «... Онегин на театре не будет интересен».
Оперу он назвал «лирическими сценами» и адресовал свое детище не императорскому театру, а оперной студии Московской консерватории. Его пугала перспектива встречи с оперной рутиной, царящей в театре, с его избалованными стареющими премьерами и примадоннами.
Премьера состоялась 17 марта 1879 года. Консерваторы не обманули надежд композитора, выбор был сделан правильно. Исполнители были юны, искренны, непосредственны. Конечно, волновались, поэтому не все прошло гладко. Но автор был доволен.
Следующая постановка была в 1884 году уже в Мариинском театре, имела огромный успех, хотя вызвала неудовольствие автора роскошью, безвкусицей, налетом мелодраматизма. Затее эстафету приняли другие театры; и повсюду оперу восторженно принимали: и исполнители, и зрители.
Итак, в конечном итоге судьба оперы вроде бы сложилась счастливо. Но в долгой сценической жизни «Онегина» всякое бывало: и хула, и восторженное восхваление, от полного отрицания достоинств до признания гениальности.
Что касается самих спектаклей, то каждый постановщик имел самые благие намерения: кто-то пытался приблизить Чайковского к Пушкину, кто-то хотел открыть всему миру подлинного Чайковского. Были и попытки осовременить шедевр, так сказать, снять с него музейную «паутину». И, конечно же, все стремились к синтезу пения и сценического действия. Но, увы, порой «лирические сцены» превращались в трагедию, а то и в фарс. Однако история хранит и непревзойденные образцы воплощения любимых героев. Таким был Собинов-Ленский в свои 26 лет на сцене Большого театра, а затем и в Петербурге. «Собинов великолепно охватил всю сущность лирики Чайковского, ее огромную задушевность и тихую грусть. Особая лучезарность звука делала самую печаль Ленского пушкинской - «светлой».
Великолепны были и другие «эталонные» исполнители: П.Хохлов - Онегин, А.Нежданова, М.Фигнер - Татьяна.
«Евгений Онегин» в Самаре
Нашему городу повезло: «Онегин» «прописался» здесь задолго до открытия стационарного театра и, как видно, навечно. Самара любит его верно и преданно вот уже 112 лет. Первая встреча с «Онегиным» произошла 22 мая 1887 г.: давала оперу труппа В.Любимова. Досадно, что премьера разминулась с ее автором всего на один день. 23 мая 1887 г. П.И.Чайковский, путешествуя по Волге на теплоходе, посетил Самару. Вот что читаем в его дневнике: «23 мая, Вольск. Проснулся (топили и потому было очень жарко) в Самаре. Одевшись и напившись чаю, пошел с Алешей погулять по городу. Город хоть куда. Везде объявления о данном вчера «Онегине»...
С тех пор опера была в репертуаре всех гастролирующих трупп, а их в Самаре побывало немало - около 35-ти!
Источник: Источник: журнал «Самарская Лука»
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: