21 марта 2008 12:43
Автор: Эрна Сэт
Музы не молчали
Война разрушила планы театра, круто изменила его жизнь. К тому же, по дороге с гастролей, пропала значительная часть декораций, костюмов, оборудования. Пришлось менять peпертyap, вместо спектаклей давать концерты.
Эвакуация в октябре 1941г. Большого театра в Куйбышев внесла свои коррективы. Конкурировать с Большим театром не имело смысла, вот и пришлось объединить театры оперы и балета и музыкальной комедии. Фактически эго означало переориентирование репертуара на оперетту.
В Куйбышев приехал большой коллектив в составе 500 человек и работал здесь два сезона: 1941-42гг. и 1942-43гг. Первый спектакль – «Евгений Онегин» был дан 17 июня 1942г., а всего за время гастролей он прошел 60 раз! Состав исполнителей премьерного спектакля поистине «звездный»: Глафира Жуковская (Татьяна), Бронислава Златогорова (Ольга), Владимир Сливинский (Онегин), Иван Козловский (Ленский), Александр Пирогов (Гремин). Дирижировал В.Небольсин, режиссер Е.Соковкин, художники П.Вильямс и М.Петровский, балетмейстер - Р.Захаров.
Те счастливцы, кому удавалось достать билеты, навсегда сохранили в памяти светлые мгновенья радости общения с высоким искусством. Спектакли шли с полным аншлагом, хотя время было суровое. Ведь наш город представлял собой особо важный стратегический объект. В связи с этим принимались особые меры безопасности: полная светомаскировка, рвы, окопы на площадях и улицах. Были и «воздушные тревоги».
И все-таки каждый вечер в кромешной тьме, по рытвинам и ухабам, пробирались к театру жаждущие встречи с Чайковским и Верли, Бизе и Россини. То были островки радости в тревожном водовороте событий, среди лишений и горя, как бы украденное у войны счастье. Именно, тогда, как никогда больше, особенно остро воспринимались красота и великая животворная сила музыки Чайковского. И артисты пели и играли на подъеме, с полной отдачей.
Публика военных лет отличалась более высоким культурным уровнем: в Куйбышев были эвакуированы научно-исследовательские, правительственные учреждения, крупные заводы, ведущие специалисты – многих столичных предприятий. Куйбышев стал культурно-политическим центром. Недаром, именно здесь, состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича. Оперная труппа пополнилась прекрасными певцами с Украины, Белоруссии, из оккупированных районов России.
Обе труппы работали с небывалым энтузиазмом, порой не зная выходных. Обслуживали концертами госпитали, сельские районы, выезжали с концертными бригадами и спектаклями на фронт. Знали и голод, и холод. Жили по нескольку семей в комнате, перегороженной простынями (приезжих пускали «на уплотнение»). Сажали картошку, выезжали на заготовку дров. Репетировали в промерзших классах в валенках и ватниках. Случалось, артисты были и гардеробщиками, и уборщицами. Собирали деньги на строительство самолетов, танков, в фонд помощи детям, семьям фронтовиков, за что получили благодарственные телеграммы от Сталина. Многие работники Куйбышевского театра воевали в действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны.
Но вернемся к «Онегину». Мы назвали участников премьеры, но и другие спектакли шли с прекрасным составом исполнителей. Н.Шпиллер, Е. Кругликова, Н.Чубенко пели Татьяну, С.Хромченко и Б.Евлахов - Ленского, М.Рейзен - Гремина. Наша Л.Бо-рейко успешно спела Татьяну в спектакле Большого театра. «Онегин» имел огромный успех, публика бурно выражала восторг. Это была самая любимая опера в довольно обширном репертуаре москвичей. Прощальный спектакль прошел 11 июня 1943 года.
Продолжение «Звездных гастролей»
Но встречи звезд Большого с нашими зрителями продолжались, они баловали нас гастролями. Неоднократно участвовали в наших спектаклях «Евгений Онегин» Е.Кругликова, Н.Шпиллер, Л.Александровская, Л.Масленникова, П.Норцов, П.Лисициан, А.Серов. Наконец, в октябре 1953 г., дождались мы и легендарного С.Я.Лемешева. Он подарил нам целый месяц радости, исполнив свои коронные партии Ленского, Альфреда, Альмавивы. Его Ленский, я уверена, мог бы конкурировать с Собиновским. Редкостное обаяние артиста, уникальный, узнаваемый из тысячи, тембр голоса с трепетным вибрато, особая задушевность и теплота исполнения, милая, лемешевская манера произнесения текста, - все это трогало и волновало, вызывало слезы восторга и, конечно, бурные овации и крики «браво». Его Ленский был воплощением возвышенной любви, поэтичности, чистоты и благородства. «А голос так дивно звучал!», проникая в душу... Мы выходили потрясенные и, в то же время, окрыленные, вдохновленные. Хотелось еще и еще видеть и слышать этого Ленского.
О том, как мы, девчонки, попадали на спектакли с участием Лемешева страшно вспоминать: проявляли чудеса изобретательности, иногда здорово рисковали, пробираясь по пожарной лестнице в открытое окно туалета или проникая в театр через подвальное помещение (билетов не достать).
С Лемешевым прибыла и его «свита» – самые преданные поклонницы. Справедливости ради следует сказать, что-то были очень интересные, эрудированные девушки, знавшие наизусть весь репертуар кумира и прекрасно имитировавшие его пение.
К великой радости меломанов, нам суждена была еще одна встреча с Лемешевым-Ленским – 30 марта 1954 года в спектакле, посвященным 75-летию постановки «Онегина». Его партнерами были Леокадия Масленникова и Пантелеймона Норцова. И снова праздник! А ведь Лемешев был уже не молод, к тому же пел с одним легким. Вот что значит великое мастерство и школа. Каков же он был на заре своего восхождения на «Олимп»?!
Помимо солистов ГАБТа были и другие, полюбившиеся нашим зрителям. Леонид Сметанников (Саратов) – Онегин, Катя Георгиева и Мария Клинчева из НРБ (успешно пели Татьяну).
Трудный экзамен
Но вернемся в военное время. Пребывание у нас Большого театра оказало огромное влияние на культурную жизнь Куйбышева. Прежде всего, это был мощный стимул роста нашей труппы. Столичные дирижеры, артисты как могли помогали нашим. Выросла и наша публика, стала очень требовательной, избалованной. Как же трудно было нашей труппе вновь завоевывать зрителя! И все-таки решились на новую постановку «Онегина» в 1944 году. Она была своего рода этапной - впервые театр отказался от вульгаризаторских крайностей и дал волю лирическим излияниям исполнителей. По мнению рецензента А.Пейсина, «режиссер В.К.Басманов сумел довести до сердца зрителя красоту, упоительную нежность и лиризм оперы. В рамках реализма, овеянного романтизмом, раскрыты центральные образы».
Спектакль получился теплым, искренним. Наряду с опытными исполнителями (М.Кочешковой, А.Бондаревым, В.Потаповым, М.Шумским, Е.Холщевниковым), участвуют и молодые: А.Е.Алмазов – юный темпераментный Ленский, Е.Грибова - обаятельная, кокетливая Ольга (кстати, Е.Грибова вскоре была принята в труппу Большого Театра).
М.Кочешкова - Татьяна лирична и трогательна. Гибкость вокала, теплота тембра помогают поверить в «порыв наивный и благородный». Все исполнители показали культуру вокала, были искренны в передаче переживаний своих персонажей. Подводя итог, рецензент оценивает новую постановку как большой успех коллектива. Рядом с рецензией в газете - сводка «от Советского Информбюро» о продвижении наших войск на запад, о сбитых вражеских самолетах. Еще целый год оставался до окончания войны. Эта новая встреча с любимой оперой - как глоток свежей воды живительного источника. Театр выдержал трудный экзамен, требовательный зритель хорошо принял спектакль.
Источник: журнал «Самарская Лука»
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: