09 апреля 2008 10:06
Автор: Эрна Сэт
Тернистый путь шедевра
Мусоргский! Мусорянин... Так называли его близкие друзья, соратники по «Могучей кучке».
«Скорбной была жизнь этого человека, - писал Борис Асафьев, - наделенного потрясающим душу дарованием живописать в звуках стихию человеческого горя, страдания, уродства, мятежа и терпеливой покорности, пьяного угара и тихой кротости, наивной веры и дикого суеверия, жгучей остроты любовного сгорания от ревности и лукавой ласки притворства. И все это ярко и правдиво до последней степени выразительности и убедительности, ибо ни один звук не вырывался у Мусоргского, не коснувшись его сердца».
Да, скорбной и многотрудной была жизнь этого человека, жизнь полная взлетов и падений, противоречий и контрастов. Гений, вознесшийся до горних высот совершенства и низвергнутый на самое дно душевных терзаний и мук. Кумир публики, вкусивший сполна от чаши славы и признания, и изгой, отвергнутый официальной критикой. Душа общества, всеобщий любимец, согретый дружеским участием, и познавший предательство самых близких друзей, непонятый и одинокий в окружении, казалось бы, любящих его людей. И, наконец, по мнению одних - великий реформатор оперы, опередивший свое время, по крайней мере, на сто лет, а в глазах других – дилетант и невежда в музыке. И только в одном сходились мнения всех: и поклонников и врагов, - в признании самобытности его музыки. Б.В.Асафьев назвал наследие Мусоргского «единственным и неповторимым ни в каких других странах, ни в малейшем к нему приближении». Конечно, появление Мусоргского было подготовлено великим Глинкой, Даргомыжским, а также русской философией, литературой, поэзией, живописью. Нельзя отрицать и влияния «кучкистов»: А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, М.А.Балакирева, идейного вдохновителя В.В.Стасова.
Однако вряд ли кому-то придет в голову сравнивать Мусоргского с кем бы то ни было из композиторов. Зато авторы многочисленных исследований его творчества отмечают духовное родство его со многими писателями, художниками. И в самом деле, его тяготение к народной теме, вера в народ «как в великую личность» сродни некрасовской народной стихии. По-гоголевски живописны типажи из народной гущи: Варлаам, Мисаил. А как «знаток всех тончайших изломов души...», который «роется в тенетах человеческого зла» (Б.Асафьев), Мусоргский близок Достоевскому. Сарказм и сатира романсов роднят его с Салтыковым-Щедриным. Много написано и о «родственных связях» Мусоргского с Перовым, Репиным, Суриковым. И это не случайно: тот же «народный дух», то же сочетание масштабности полотна и удивительно тщательной прорисовки типажей. Глядя на Суриковского Юродивого в «Боярыне Морозовой», мы тотчас озвучиваем этот образ репликами и причитаниями Юродивого Мусоргского. Массовые сцены в «Борисе Годунове» и «Хованщине» - будто с полотен Сурикова. Это не безликая толпа, а живые люди с «необщим лица выраженьем», характеры сочные, колоритные, действующие: норовистые и трусливые, любопытные и равнодушные, задиристые и покорные. Автор не только снабжает их характерными репликами, но и дает подробные ремарки относительно их поведения на сцене.
Ну, а теперь подробнее о создании оперы и ее сценической жизни.
«БОРИС ГОДУНОВ»
К трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» обращались многие композиторы, и среди них такие великие, как П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев. Но создать бессмертный шедевр суждено было Мусоргскому. Вот как оценил его известный французский композитор Поль Дюка в 1923 году: «Самое гениальное, самое человечное, самое всемирное и вместе с тем самое национальное творение русского музыкального искусства». Прекрасно сказано!
Однако, судьба этого шедевра столь же многотрудна и трагична, как и судьба ее создателя: то признание, то гонение, то беспощадные сокращения, то редактирование, изменившее оперу до неузнаваемости, но и принесшее ей мировую известность.
Идею написания оперы на сюжет Пушкинской трагедии подсказал Мусоргскому Владимир Васильевич Никольский, с которым композитор познакомился в доме Людмилы Ивановны Шестаковой, сестры М.И.Глинки, и очень подружился. Пушкиновед, историк литературы, очень интересный эрудированный человек, Никольский посоветовал Мусоргскому самому написать либретто, высоко оценивая его литературные способности. Мусоргский так увлекся этой идеей, что, обычно щедрый на письма, за время работы над оперой с октября 1868 до марта 1869 года не написал ни одного письма. Зато опера была написана в рекордно короткий срок: партитура была закончена 15 декабря 1869 года. Правда, появление ее было подготовлено всем предшествующим творчеством композитора и подводило итог его новаторским поискам и раздумьям о судьбах России.
А сколько было прочитано литературных, философских, исторических трудов (от Н.М.Карамзина до Н.И.Костомарова), не говоря уже о самой трагедии, которая изучена досконально!
Он был полностью поглощен и увлечен работой. Испытывал небывалый прилив сил еще и потому, что никогда не имевший собственного дома, он нашел надежное во всех отношениях пристанище в семействе Опочининых. Хорошо работалось в окружении любящих, радушных хозяев. К тому же, он не был затворником, и только что написанные фрагменты оперы выносил на суд многочисленных друзей и, прежде всего, «кучкистов». Постоянно подбрасывал ему идеи, темы народных песен главный вдохновитель, идейный вождь «кучкистов», Владимир Васильевич Стасов. Друзья поддерживали его, одобряли интересные находки, иной раз давали дельные советы, а то и спорили.
Естественно, вся драма Пушкина не могла целиком войти в оперу. Отобраны сцены, по мнению Мусоргского, наиболее важные для раскрытия главных образов преступного царя и народа. Но и в побочных сюжетных линиях высвечивались яркие персонажи: Юродивый, эпически величественный летописец Пимен, честолюбивый Григорий Отрепьев, бродяги-монахи Варлаам и Мисаил, ловкий и хитрый царедворец Шуйский, бойкая шинкарка, царевич и царевна, мамка, Щелкалов, пристав и др. Живо и многокрасочно выписаны народные сцены.
Первая редакция оперы состояла из четырех действий, семи картин. Не было польских сцен, Марины Мнишек, сцены под Кромами. Заканчивалась опера смертью Бориса. Автор с трепетом представил свое детище на суд специального «музыкально-театрального комитета!», который отклонил оперу. Видимо, новизна и своеобразие музыки поставили судей в тупик. Отказ был мотивирован отсутствием главной женской роли. Друзья посоветовали доработать оперу, что Мусоргский и сделал довольно быстро. И вновь опера не была принята к постановке. Только благодаря настойчивости артистов, а главное – режиссера и актера Г.П.Кондратьева, который изъявил желание отметить этой постановкой свой бенефис, наконец, 5 февраля 1873 года на сцене Мариинского театра были показаны три сцены из оперы: «корчма» и две польские. Великолепны были исполнители: Д.М.Леонова (Шинкарка), О.А.Петров (Варлаам), Ю.Ф.Платонова (Марина), Ф.П.Комиссаржевский (Самозванец). Успех был огромный. Автор был счастлив. Даже осторожная пресса вынуждена была признать «громадный и полный успех». Таких оваций еще не знала Мариинка. О блестящем приеме пишет и Г.А. Ларош, правда, оговариваясь, что «национальный и исторический интерес сюжета, обаяние пушкинской поэзии, весьма ловко и бойко составленный сценарий и превосходная игра наших артистов - помогают успеху нового произведения больше, чем перо композитора».
И вот, наконец, 27 января 1874 года в бенефис Ю.Ф.Платоновой состоялась долгожданная премьера. Исполнялась вся опера в пяти действиях (за исключением сцен в келье и у Василия Блаженного). Велико было волнение автора и его друзей. Билеты были раскуплены за несколько дней до премьеры, несмотря на то, что цены были высокими. Состав исполнителей превосходный: Борис – известный баритон И. Мельников, Самозванец – Ф.Комиссаржевский, Марина – Ю.Платонова, Шуйский - В.Васильев (2-й), Варлаам – О.Петров. Дирижер – Э.Ф.Направник. Великолепная сценография М.А.Шишкова. Успех у публики потрясающий. Вызовам не было конца. Молодежь после окончания спектакля распевала полюбившиеся отрывки. Однако критика встретила оперу враждебно. Были и оскорбительные выпады типа отзыва Н.Соловьева, назвавшего музыку «какофонией в пяти действиях и семи картинах». А.Фаминцын (кстати, осмеянный Мусоргским в его «Классике» и «Райке») отметил «блестящее отсутствие музыкальной логики в ведении голосов и гармонии». Очень резко отозвался и самый авторитетный критик Г.А.Ларош: «г-ну Мусоргскому свойственно игнорировать законы гармонии, писать диссонанс для диссонанса, куриоз для куриоза, какофонию для какофонии. Наряду с проблесками таланта, довольно сильными, у него царствует не только ненависть ко всему, что просто, но и вражда к благозвучию вообще». Даже ближайший друг Н.А.Римский-Корсаков, с кем он делил и стол и дом в период завершения оперы, высказал двойственное отношение к работе друга: «... я лично это произведение одновременно и боготворю и ненавижу. Боготворю за оригинальность, силу, смелость, самобытность и красоту, а ненавижу за недоделанность, гармоническую шероховатость, а местами полную музыкальную несуразность» (из бесед, записанных В.Ястребцевым).
Что же касается другого соратника по «могучей кучке» Цезаря Кюи, то он поступил предательски подло, выступив с уничтожающей критикой, оперируя аргументами ярых врагов Мусоргского. При этом он признает, что Мусоргский – «талант сильный и оригинальный, но произведение незрелое...» Главный же «неустранимый недостаток - неспособность к симфоническому развитию». Это был «нож в спину». Мусоргский был потрясен и раздавлен. В письмах он называет «кучкистов» «бездушными изменниками», «гробокопателями», приверженцами «мертвой буквы закона». Все эти переживания толкали его все ближе к краю бездны. Он старался забыться в вине, теряя опору в друзьях, находил новых в ресторанах и кабаках. Они по-своему понимали и утешали его.
Официальная критика не могла простить Мусоргскому его «грубого реализма», не поняла новаторства, оценивая шедевр по критериям привычных оперных канонов. И вот приговор: «...уродливость и чудовищность – вот удивительный результат стремления к правде и реальности» (Страхов). Но был и подлинный защитник, кто мог по достоинству оценить шедевр. Это – Владимир Васильевич Стасов: «Опера «Борис Годунов»... есть одно из самых крупных произведений искусства. Изображение народа является тут в таких формах правды и реальности, каких никто еще до него не пробовал. ... такую близость к действительности, какую мы находим у Мусоргского, можно найти только в лучших народных картинах Гоголя и Островского. ...Постижение истории, глубокое воспроизведение бесчисленных оттенков народного духа, настроения, ума и глупости, силы и слабости, трагизма и юмора - все это беспримерно у Мусоргского... И какая глубоко правдивая русская речь у всех этих Митюх, Фомок, Епифанов, юродивых, Иванычей, Афимий, корчмарок, мальчишек-сорванцов, и десятков безымянных личностей! Какие русские интонации голоса! Недаром историк Костомаров... в восхищении говорил автору: «Да, вот это – так страница истории!»
Несмотря на враждебный прием критики и прохладное отношение руководства Императорских театров, публика, особенно студенческая молодежь, любила оперу. Об этом свидетельствуют данные подлинных архивных документов, приведенные в статье Василия Яковлева «Борис Годунов» в театре".
С 1874 по 1882 год опера выдержала 26 представлений при полных сборах или близких к ним. Успеху в немалой степени способствовали блестящие исполнители.
Однако с каждым годом спектакли шли все реже и реже (1 -2 в сезон), хотя интерес к ним сохранялся. В ноябре 1882 года опера была снята с репертуара и в течение 20-ти лет не ставилась на казенной сцене Петербурга.
Но перенесемся в Москву. Премьера оперы состоялась в Большом театре 16 декабря 1888 года и была восторженно принята публикой. Но автора уже не было в живых (он скончался 16 марта 1881 года в больнице, в Петербурге). Среди критиков не было единства. Очень высокую оценку и опере, и исполнителям дал известный музыкальный деятель С.Н.Кругликов. Огромный успех выпал на долю Богомира Корсова (Борис), А.П.Крутиковой (Марина). Кстати, как и в Петербурге, опера шла с купюрами: изъяты сцены «в келье» и «под кромами». К сожалению, через год опера была снята с репертуара, хотя как свидетельствует все тот же исследователь Василий Яковлев, все десять представлений имели и хорошие сборы, и успех. Возможно, причиной послужили резко отрицательные отзывы известных московских критиков Н.Д.Кашкина и Г.А.Лароша. Последний даже назвал оперу «музыкальной пародией на пушкинскую драму».
Дальнейшая сценическая жизнь «Бориса», его успех в России и за рубежом связаны с созданием новой редакции Римским-Корсаковым (1896 г.) Отношение к этой редакции в музыкальном мире разное, но в то время эта версия сыграла положительную роль в судьбе оперы. Редактор как бы адаптировал музыку Мусоргского к нормам музыкального восприятия того времени и она обрела широкое признание. Однако, слишком велико было расхождение творческих эстетических воззрений, темпераментов, стилей двух композиторов: классик, академист, соблюдающий строгие каноны, мастер, и бунтарь, новатор, для которого музыкальный язык – средство воплощения правды. Новый вариант оперы значительно отличался от авторского. Поначалу одобренный в музыкальном мире, со временем он все больше подвергался критике. Теперь, через сто с лишним лет после смерти Мусоргского, все больше постановщиков склоняется к подлинной авторской версии. Да и в далекие 20-е годы Павел Ламм попытался вернуть музыке Мусоргского ее первозданный облик. В 40-е годы Д.Д.Шостакович создал новую редакцию на основе рукописей автора.
«БОРИС ГОДУНОВ» в опере Мамонтова
Но вернемся в XIX век. Исторической вехой в жизни оперы «Борис Годунов» стала ее постановка в Московской частной русской опере в 1898 году (основана опера в 1885 г. Саввой Ивановичем Мамонтовым). Мамонтову удалось собрать поистине звездный состав. Украшением театра были певцы - Ф.И.Шаляпин, А.В.Нежданова, Л.В.Собинов; художники - В.А.Серов, М.А.Врубель, К.А.Коровин, братья Васнецовы, В.Д.Поленов. За дирижерским пультом нередко стоял С.В.Рахманинов. Сам Мамонтов был очень талантливым, широко образованным человеком. Он изучал живопись, скульптуру, хорошо владел фортепиано, учился пению в Италии. Человек прогрессивных взглядов, обладавший удивительной интуицией, он сразу оценил гениальное новаторство Мусоргского и открыл миру Шаляпина. Переманив его из Мариинского театра, он бережно пестовал талант юного певца, расширяя круг его чтения и общения. Познакомил его с великими художниками, писателями, историками, философами, которые оказали огромное влияние на формирование его мировоззрения, развитие таланта. Доверив молодому певцу, который еще мало что умел, сложнейшую партию Бориса, Мамонтов - режиссер рисковал, но был уверен в успехе. Шаляпин разучивал партию Бориса под руководством С.В.Рахманинова. Он жадно впитывал его указания, талант его расцветал все ярче.
И вот премьера 28 ноября 1898 года. Успех ошеломляющий. Главная сенсация – Шаляпин в роли Бориса. Все были потрясены его пением и игрой. Мусоргский, его Борис, стали путеводной звездой в жизни артиста. Борис Годунов принес ему мировую славу. Но и Шаляпин не остался в долгу: его гениальное воплощение образа Бориса дало как бы второе рождение опере. Популярность ее выросла. Началось триумфальное шествие по театрам России, Европы, Америки. Трудно перечислить все театры, где великий артист утверждал славу русской школы пения, русской музыки в лице ее гениального представителя - Мусоргского.
БОРИС ГОДУНОВ ШАЛЯПИНА
Трудный путь постижения образа
«... была в судьбе артиста до
дна дней нескончаемая его,
и только его, «песня» -
Борис Годунов».
И. Силантьева
Первая встреча юного Шаляпина с Мусоргским состоялась в Тифлисе благодаря замечательному певцу, музыканту и педагогу Д.А.Усатову. Тогда уже он ощутил кровное родство с этой музыкой. Вот как пишет об этом сам Шаляпин: «То, что играл и пел Усатов из Мусоргского, ударяло меня по душе со страшной силой. Чувствовал я в этом что-то необыкновенно близкое мне, родное... Мусоргский бил мне в нос густой настойкой из пахучих родных трав». Первой ролью Шаляпина в «Борисе Годунове» был пристав в сцене «в корчме», в том же Тифлисе, в любительском кружке. Тогда он и мечтать не смел о главной партии. Но прошло всего несколько лет и вот уже он - Борис Годунов в опере Мамонтова.
Шаляпин долго искал своего Бориса и до конца жизни продолжал совершенствовать образ, придавая все новые черты внешнему облику, корректируя поведение, жесты, пластику, а главное - обогащая новыми интонациями вокальную партию. С годами изменилась сама концепция образа, артист искал и находил возможности вызвать сочувствие к страданиям Бориса. Если в молодости Шаляпин представлял личность сильного, мудрого, мучимого раскаяниями правителя, с годами его Борис представал изначально подавленным, томимым неизлечимым недугом, глубоко страдающим человеком. Чувствовался отсвет личной трагедии певца. По словам самого артиста, со временем он стремился сделать преступного царя «более трагически – симпатичным».
Казалось бы, как просто все дается избраннику Господа. Ан нет! Мучительно труден был путь постижения роли. Шаляпин писал: «От цели-совершенства я был очень далек. К цели я не переставал двигаться всю жизнь и очень искренне думаю, что она так же далека от меня теперь, как была тогда. Пути совершенства, как пути к звездам, - они измеряются далями, человеческому уму непостижимыми».
Так было и в случае с Борисом. Диву даешься, сколько прочитано литературы разного толка: по истории (Н.М.Карамзин, Н.И.Костомаров, В.О.Ключевский), философии, эстетике, психологии, физиологии, не говоря уже о литературном первоисточнике и других творениях любимого им А.С.Пушкина. Долгие часы проводил он в беседах с В.О.Ключевским, в устах которого оживала история Руси, как живые вставали лики Бориса, Варлаама, Пимена. Он особенно подчеркивал одиночество, непонятость Годунова, его стремление к просвещению России, облегчению тяжелой участи простого люда. Все это отразилось в Шаляпинской трактовке образа. Артист исследовал всю родословную Бориса, установил, что один из предков был выходцем из орды. Этим и объясняется восточный тип образа: внешность, любовь к пышности, лукавство, коварство. Тщательно изучал он быт русских царей XVI - XVII веков и даже европейских правящих династий тех времен.
О том, как кропотливо и тщательно работал Шаляпин над партитурой, свидетельствуют многочисленные пометки почти над каждой нотой. Он освоил и все другие партии.
Талант его многогранен. Неожиданно и ярко он проявился в его рисунках. Все стены в гримерной артиста были покрыты набросками, зарисовками, отражающими смену душевного состояния Бориса. Это помогло ему в создании не только внешнего облика царя, но и давало внутренний психологический настрой, подобно камертону в музыке. Он как бы создавал этим эмоциональную партитуру роли.
«Гримируя лицо перед спектаклем, одеваясь, Шаляпин подготовлял таинственный переход чужой души в свою». То был своеобразный «грим души». Гримировался Шаляпин сам и был большой мастер этого дела. Грим его был всегда типичен и характерен.
В работе над ролью для Шаляпина не было мелочей: каждая деталь костюма, грима, даже положение руки на подлокотнике кресла, - все работало на образ трагический. Взять хотя бы пример с выбором костюма. В этом помог Мамонтов: он разыскал в антикварной лавке кусок черной с серебром парчи и Шаляпин согласился с мрачным тоном костюма, назвав Бориса «трауром русской истории».
Перевоплощение на сцене было настолько сильным, что даже пугало партнеров. Порой Шаляпин и сам удивлялся: «Сегодня я почувствовал, что я в самом деле Борис. Ей богу! Не с ума ли я сошел?»
По свидетельству очевидцев, то было «жуткое обаяние трагизма», «чисто Шекспировский размах». Особенно потрясали сцены видений и смерти. Зал в ужасе замирал, все невольно обращали взоры в тот угол, где, как казалось Борису, что-то «колышется, растет, движется». Некоторые даже вскакивали с мест. Шаляпин «уверял, что в картине видений ему представлялись тысячи ядовитых муравьев, вползающих в мозг и отравляющих его». Вот как описывают очевидцы сцену смерти: «Борис хватал руками воздух, отлетал и падал плашмя, будто отброшенный неведомой силой; дыхание его прерывалось, слова выходили глухо, почти беззвучно. Его вскрик: «Ой! Душно! Свету!» - ... иллюстрация двух симптомов – удушья и помрачения в глазах... Затем наступает омрачение сознания, дикий крик, беспорядочное махание рук, точно человек защищается от невидимого врага... В сцене с курантами Годунов-Шаляпин испытывает величайшее потрясение, и с всклокоченными волосами, блуждающим взглядом, озираясь и пятясь, появляется в покоях, где собрались бояре». Такое клиническое правдоподобие достигалось огромной подготовительной работой: он изучал «Историю суеверий», клинику истерии, галлюцинаций; «рылся в тенетах человеческого зла».
И все-таки главный секрет потрясающей силы воздействия искусства Шаляпина заключался в его уникальном голосе: в бесчисленных тембральных красках и интонационном богатстве. Он мог изменять тембр на протяжении полутакта. Запись, увы не дает возможности услышать подлинный голос Шаляпина во всей его красе. Иван Лепаев, современник Шаляпина, писал об удивительной способности артиста выражать тембром разные психологические состояния: «Там - сила, здесь - голубиное воркование; там - ужас и безумие, здесь - воплощение страсти».
О выразительности Шаляпинского слова, его умении читать «между нот» и «между строк» слагают легенды. Вряд ли кто может сравниться с ним в так называемой
«интонации вздоха». Именно этот прием «позволяет ощутить интенсивность психологической вибрации, полноту переживания, характер чувствования».
Борис Годунов Шаляпина – непревзойденный шедевр, определивший на многие годы судьбу сценической жизни этого персонажа. Одни исполнители сознательно подражали ему, другие тщетно пытались избежать магического, колдовского влияния оперного гения.
В последнее время открываются все новые и новые тайны Шаляпинского феномена. Создан «Шаляпинъ – центръ», который публикует результаты своих исследований в альманахе «Катарсис». В интересных публикациях главного редактора этого альманаха Ирины Силантьевой Шаляпин предстает не только как великий артист, но и как могучая, многогранная личность, одержимая жаждой познания, нравственного и профессионального совершенствования.
Но сколько бы ни писали о Шаляпине, его мастерстве перевоплощения , магии воздействия, еще многое осталось "за кадром", ибо гений столь же неисчерпаем, сколь и непознаваем.
«Борис Годунов» Мусоргского в Самаре
Как всегда, провинция откликнулась на великое событие - появление новой оперы, лишь запоздалым эхом: в Самаре 90-х годов (19 в.) можно было услышать только фрагменты «Бориса Годунова» в концертном исполнении. Сценический вариант оперы самарцам пришлось ждать более 10 лет. Премьера прошла с большим успехом 30 ноября 1908 года в театре-цирке «Олимп» в исполнении труппы А.Н.Дракули и Д.Д.Друзякина. А.Н.Дракули – известный бас, в прошлом – солист императорских театров, в этой постановке пел Варлаама. Другие партии исполняли: Борис - И. С. Петров, Самозванец - А.Н.Ященко, Марина - Е.Л.Львова, Шуйский – А.М.Лавров, Пимен – П.М.Штробиндер (он же режиссер), Хозяйка корчмы - А.О.Ленская, Рангони - Е.К.Кривошеев, Феодор – В.Д.Адина и др. Дирижер – Ф.В.Оцеп. В афише особо отмечено, что в театре собственные костюмы, парики, декорации. К сожалению, не было оркестра, спектакль шел под рояль.
Сценическая жизнь «Бориса Годунова» складывалась по-разному: были периоды, когда самарцы почти не расставались с любимой оперой, но были и длительные, более 20-ти лет, паузы в ее прокате. Как ни странно, более частыми были встречи с «Борисом» в «доисторическую эпоху» - до открытия стационарного театра. Так, до революции (с 1908 по 1917 г.г.) оперу привозили не менее пяти гастролирующих антреприз.
Театральный сезон 1909-1910 годов стал знаменательным в истории самарской оперы: меломаны смогли получить полное представление о «Борисе Годунове» в прекрасном исполнении труппы Казанского оперного товарищества во главе с замечательным певцом и талантливым антрепренером В.С.Севастьяновым. Рецензенты дали высокую оценку хору, оркестру, спектаклю в целом. Но самый шумный успех выпал на долю главного героя этих событий - блистательного исполнителя партии Бориса - Александра Ильича Мозжухина, который, по мнению многих, мог соперничать с самим Шаляпиным. Всего за время гастролей состоялось 5 спектаклей: 6-го и 20-го декабря 1909 г., 3-го, 22-го января и
26-го февраля 1910 г. Публика полюбила эту оперу. Особенно ярким был последний спектакль 26 февраля. То был бенефис Мозжухина. В свои 30 лет он уже был мастером, удивительно сочетающим вокальное совершенство и дар драматического актера. Природа щедро одарила его: роскошный бас-кантанте мягкого, теплого тембра, яркая сценическая внешность, заразительный темперамент. Несмотря на молодость, Мозжухин уже тогда показал высокую музыкальную культуру, тонкую вдумчивую игру, способность жить на сцене. Он царил над залом, публика боготворила его. Спектакли с его участием проходили всегда с аншлагами. Позже он вновь приедет в Самару с труппой Южина, а затем, в 20-х годах, уедет за границу. К сожалению, не сохранилось записей его голоса. Гораздо большей известностью пользовался его брат – «звезда» немого кино Иван Мозжухин.
В спектаклях 1909-1910 г.г. у А.Мозжухина были замечательные партнеры. Арию Самозванца пел В.С.Севастьянов (бывший солист Большого театра), тоже любимец публики. Красивый голос (драматический тенор с баритональным оттенком), музыкальность, безукоризненная дикция, сценическая выразительность, талант драматического артиста - все работало на успех. Рецензенты, правда, упрекали его за небрежный грим. Но он и без оного был обаятелен, даже красив. Это был настоящий подвижник театрального дела, приложивший огромные усилия для создания стационарного театра. Но, увы, не удалось собрать необходимых средств.
Хороши были и остальные участники спектакля: Борина - Марина, Княгинин - Рангони, Морозова - Феодор и другие. Отдали должное искусству дирижера Голинкина и режиссера Гецевича. Репертуар отличался разнообразием - около 30-ти постановок. Но «Борис Годунов» занимал одно из самых почетных мест.
Можно встретить много хороших отзывов об этой труппе не только в периодической печати, но и в мемуарной литературе. Например, известный актер и летописец театра Г.А.Шебуев, которому посчастливилось слушать спектакли труппы в Казани и в Самаре, писал:
«Почти все артистки и артисты были в расцвете дарований, и трудно сказать, кто был любимцем публики».
Не прошло и года, как самарская публика вновь встретилась с «Борисом» (21 января 1911г.). Первоначально в афише были объявлены гастроли труппы М.Ф.Шигаевой. Однако, вследствие разразившегося скандала, вызванного неуплатой жалованья, Шигаева заявила о прекращении антрепризы. Тогда артисты решили создать кооперативное товарищество. Первым спектаклем был объявлен «Борис Годунов» (21 и 23 января). Судя по отзывам прессы, спектакль не удался. Молодой дирижер г. Клибсон, «несмотря на все старания, мог очень немногого добиться от слабого и в качественном, и в количественном отношении оркестра». Довольно серым был состав исполнителей.
Неоднократно гастролировала в Самаре оперная труппа под руководством П.П.Россолимо.
10 ноября 1913 г. в «Олимпе» давали «Бориса Годунова». Этому предшествовало появление в газете «Волжское слово» большой статьи Ильи Кунина об операх Мусоргского. Наконец-то он признан «гением русской музыки, погубленным тем, что слишком поздно пришло признание». Тотчас после спектакля появилась рецензия. Автор за подписью В. У. хоть и признает историческую роль Мусоргского, однако, бросает ему упрек в чрезмерном увлечении новаторством. Отзыв о спектакле весьма сдержан: «Старательно исполнено и прилично обставлено. Но декорации лучше костюмов, а звон колоколов напоминает удары в таз». Положительно оценивает критик исполнение главных партий. Было много публики. Кстати, о публике была специальная заметка, в которой автор сетует на отсутствие культуры поведения: разговоры, хождение во время действия - в порядке вещей. Но зато обычно очень теплый прием, щедрые аплодисменты.
Следующее упоминание о «Борисе» в Самаре находим в газетах 1915 г.: «В помещении городского театра передвижная опера под управлением Д.Х.Южина дает спектакли с 23 по 29 марта. Дирижеры И.П.Палиев и А.А.Карлэ. Участвуют артисты императорских театров, Одесской, Киевской, Харьковской оперы. Открывает гастроли «Борис Годунов».
После революции, несмотря на голод и разруху, опера звучала в Самаре. Д.Х.Южин, известный певец и театральный деятель, бывший солист Большого театра, получил субсидию и создал оперную труппу в помещении театра им.К.Маркса (бывший «Олимп»). В театре были свой оркестр (40 человек), хор, балет, прекрасные солисты. Украшением труппы были Александр Мозжухин, юная Глафира Жуковская, ставшая вскоре одной из ведущих солисток Большого театра. Пели в спектаклях гастролеры из Большого театра братья Григорий и Алексей Пироговы (а всего их было четыре брата, и все - басы, составившие славу русского вокального искусства). «Борис Годунов» занимал ведущее место в афише театра. И снова Мозжухин потрясал своим вокальным и драматическим искусством в заглавной партии.
Даже в голодный, 1921-й год, опера звучала в полный голос. Театр вел огромную просветительскую и благотворительную работу, отчисляя деньги в пользу голодающих детей. Газета приводит весьма показательный эпизод: на одном из спектаклей публика освистала Алексея Пирогова, отказавшегося петь бесплатно в пользу голодающих детей. Среди дирижеров выделялся яркий, талантливый музыкант, эрудит, человек высокой культуры Александр Васильевич Павлов-Арбенин, посланец Луначарского. Сам Южин ставил спектакли как режиссер, а также с успехом исполнял партии драматического тенора. К сожалению, театр Южина смог продержаться лишь 4 года - с 1919 по 1923-й год.
Я уже писала о другом подвижнике земли русской – Ф.П. Вазерском. И он не смог пройти мимо шедевра Мусоргского: в 1924 г. в созданном им любительском коллективе при клубе им. Революции 1905 г. была поставлена сцена «под Кромами». О высоком уровне свидетельствует тот факт, что по требованию публики сцена была повторена «на бис».
Ф.П.Вазерский, этот уникальнейший талант, обладающий фантастической энергией, хорошо известен в Самаре и как прекрасный певец-тенор, создавший замечательный образ Юродивого в постановке 1927 г. Спектакль этот был поставлен в труппе Дагмарова, которая создана в Самаре в 1925г. Ленинградским посредническим бюро работников искусств. Состав труппы часто менялся, к тому же, коллектив выезжал на гастроли, надолго оставляя Самару без оперы. Но были времена, когда собиралась очень сильная труппа. Повезло и «Борису Годунову».
В 1927 г. партию Бориса с большим подъемом исполнил Казакевич. Самозванца прекрасно спел и сыграл Борис Евлахов (солист Большого театра). Попова и Зелинская хороши были в роли Марины Мнишек, Чайковская очень характерна в роли Хозяйки корчмы. Выразительны Ястребов и Игнатьев (Варлаам и Мисаил). И особенно хорош был Вазерский - Юродивый. Однако, на этом похвалы рецензента (псевдоним - Омега) кончаются. По его мнению, спектакль не удался, ибо массовые сцены были попросту не готовы, и после генеральной репетиции пришлось отказаться от таких важных в драматургии оперы сцен, как «Коронация» и «под Кромами». Таким образом, «театр дал не народную драму, а индивидуальную драму преступного царя Бориса и свел социальное содержание к нулю». Далее критик обрушил свой гнев на дирижера Л.И.Гискина и оркестр, делая вывод о «полной недоработанности всей музыкальной стороны». Оркестр не звучал и по причине количественной недостаточности, его роль сведена к аккомпанементу. Исполнение не проникнуто определенной идеей. Вывод: «Бориса Годунова» как оперы мы не получили, а имеем ряд сцен, прекрасно исполненных солистами». Вот такой суровый приговор вынесен спектаклю 1927 г.
Опера размещалась в то время в помещении городского театра, не приспособленном для музыкальных спектаклей. К тому же небольшая вместимость театра не позволяла снизить цены на билеты, достаточно высокие по тем временам (в среднем 1 руб. 06 коп.), ведь зарплата некоторых категорий граждан была ниже 30-ти руб. в месяц. Правда, театр проводил абонементные спектакли, представления для неимущих даже бесплатно.
Интересно перелистывать газеты той поры, окунаясь в атмосферу далеких двадцатых. Вот, например, информация о заседании художественного совета управления зрелищными предприятиями. На повестке дня доклад А. Волгина «О положении оперного дела и перспективах». Факты вроде бы обнадеживающие: сборы растут (до 850 руб. за вечер), посещаемость увеличивается. Предполагается поставить кроме оперных, еще и балетные спектакли, усилить труппу приглашением Евлахова на постоянную работу, увеличить состав оркестра, хора, добавить больше общедоступных спектаклей. Главный вывод: опера может существовать в Самаре, но необходимо перевести ее в театр К. Маркса.
Так почему же опера продолжает ютиться под одной крышей с драмой? Удалось найти ответ на этот вопрос в периодической печати. Оказывается, театр имени Карла Маркса (бывший "Олимп") в 20-е годы превращается в общедоступный кинотеатр с дурно пахнущей шашлычной, партер переустраивается под манеж, строятся конюшни для 28 лошадей.
20-е годы были трудными и для страны, и, конечно, для театра. И все же это был период накопления сил, подготовки к открытию стационарного театра.
«Борис Годунов» на сцене Средне-Волжского краевого театра оперы и балета
И вот, наконец, свершилось это долгожданное событие: 1 июня 1931 года в помещении гор. театра оперой Мусоргского «!Борис Годунов» открылся Средне-Волжский краевой государственный театр оперы и балета. К сожалению, информация об этой премьере, о театре весьма скудная. В архиве нет списков личного состава, приказов театра с 1931 по 1940 годы. В прессе дается лишь краткая восторженная рецензия. Приведем ее полностью:
«Премьера краевого оперного театра «Борис Годунов» - наиболее удачна и приемлема из старого оперного репертуара и по своему содержанию, и по своим музыкальным качествам.
«Борис Годунов» в постановке Лапицкого – это такое художественное зрелище, которое по прежним оперным составам Самаре не знакомо. Мы имеем дело с оперным театром, который совершенно очевидно пошел по линии наибольшего сопротивления.
Прекрасно сделаны массовые сцены, они доминируют, именно на них построена опера. Сильно и полно звучит хор и оркестр.
Работа художника Хондожевского определенно талантлива. Особенно хорошо сделана монастырская келья. Несколькими выпуклыми деталями художник полностью раскрывает замыслы режиссера.
Факт создания в краевом центре Средней Волги такой оперы - факт немаловажный. Удачные попытки отталкивания от оперных штампов, умелая диалектическая трактовка вопроса, - эти качества, которыми насыщен «Борис Годунов», должны быть во что бы то ни стало сохранены.
Вокруг оперы край УЗП (краевому управлению зрелищных предприятий, - уточн. автора) необходимо развернуть большую массовую работу».
Как видим, в статье нет даже имен дирижера, главных исполнителей. Газета "Волжская коммуна" дала лишь афишу - сообщение об открытии театра. «Рабочая Самара» 31 мая поместила заметку-анонс, в которой дается оценка оперы Мусоргского как «своеобразнейшего явления в истории оперного искусства", которое «выгодно отличается резким отходом от оперного штампа – к музыкально-исторической трагедии». В то же время, автор А.М. подчеркивает, что «с литературной стороны опера эта далека от марксистско-ленинского толкования и раскрытия исторической сущности эпохи… «смутного времени».
Эта же газета, весьма своеобразно, откликнулась на уже свершившийся факт: «Создав несомненно дефицитную и сомнительную идеологически оперу, край УЗП под шум оперных тромбонов рискует угробить и развалить драм. театр».
Е.Я.Бурлина, известный искусствовед, исследователь истории театра, называет главных «виновников» торжества: Лапицкого (один из крупнейших советских режиссеров), Антона Эйхенвальда (известный дирижер, композитор-этнограф) и Г.Серебровского – талантливого исполнителя заглавной партии. Отмечается «хорошее звучание его голоса, умение тонко выразить терзания совести Бориса и равнодушие к бедам народа». Автор подчеркивает интересное решение главной идеи спектакля – столкновение двух миров: «темной, забитой, нищей России и роскошно богатой, в золоте и ризах России конца XVI - начала XVII столетия. …Непреодолимая пропасть между Борисом и народом обозначена уже в момент его первого выхода.… На такого рода контрастах строилось все сценическое решение". Дирижеру удалось выявить контрасты сценического образа "спектакля в звучании оркестра и хорошо уравновешенного хора». К сожалению, автор не дает точных ссылок на источники.
Кое-что известно и о других участниках знаменательной постановки. Так, роль Ксении исполняла Н.Д.Шпиллер. Это было начало ее блистательной театральной карьеры. В Самару она приехала после окончания Киевской консерватории. Обо всем этом мы узнали из первых уст - на творческой встрече с артисткой в Доме актера в апреле 1988 г. Наталья Дмитриевна, много лет отдавшая Большому театру, с особенной теплотой вспоминала именно тот, первый свой спектакль. Ее окружали первоклассные музыканты: дирижер Антон Эйхенвальд, прекрасные певицы Петрусенко, Борейко, настоящий драматический тенор Бригиневич, блестяще исполнивший в «Борисе Годунове» партию Самозванца. Она говорила об огромном успехе того спектакля, о небывалом творческом подъеме всего коллектива. В последующие три года Н.Д.Шпиллер спела весь ведущий сопрановый репертуар, а с 1935 г. стала солисткой Большого театра. В Куйбышев неоднократно приезжала на гастроли.
Открытие театра премьерой «Бориса Годунова» явилось исторической вехой в культурной жизни города. Постановкой шедевра Мусоргского театр провозгласил свой курс на освоение и пропаганду русской классики. Высокий уровень постановки свидетельствовал о больших возможностях коллектива.
«Борис Годунов» не сходил с афиши театра в первые годы его существования. После небольшого перерыва в 1937 году к 100-летию со дня гибели А.С.Пушкина была осуществлена новая постановка оперы (в редакции Римского-Корсакова с добавлением нескольких сцен, написанных Мусоргским). Как свидетельствует рецензент Я. Ульяновский, театр верен замыслу композитора. Опера поставлена именно как народно-музыкальная драма. Стройно и мощно звучит хор. Он не только поет, он живет. Прекрасно представлены народные сцены у собора Василия Блаженного и под Кромами: ярко, драматически напряженно. Это большая удача хормейстера Кропивницкого. Дирижер Шефер хорошо передал стиль музыкального письма Мусоргского. Это чувствуется и в вокальных партиях, и в оркестровом звучании. Оркестр органически связан с драматическим действием и не подавляет певцов. Хорошо звучали куранты и колокольный перезвон. Отлично передан чеканный ритм «Польского». Изящно звучат шуточные песни и прибаутки (терем Бориса). Очень глубока и драматична сцена смерти Бориса. Артист Холщевников дал яркую фигуру Годунова, властного человека, терзаемого муками совести и страстями. Сценический образ очерчен резкими штрихами. Вокальное исполнение роли прекрасно. Каждая интонация правдива.
Кроме Холщевникова эту партию великолепно исполнял солист Государственного Большого театра Алексей Пирогов. На высоте были и исполнители других партий. Рушев создал убедительный образ хитрого придворного интригана Шуйского. Прокошев -Щелкалов порадовал красивым сильным голосом приятного бархатного тембра. (Впоследствии солист Большого театра). Ни один исполнитель не нарушил ансамбль спектакля.
Удачно оформление (художник Б.Плецов), особенно терема и польского парка.
Вывод: это самый интересный и полноценный спектакль в сезоне. Серьезная работа и творческие способности коллектива дали прекрасный результат. Автор отдает должное большому художественному вкусу режиссера И.Н.Просторова, музыкальному чутью дирижера Шефера, мастерству хормейстера В.Кропивницкого. Народная драма передана ярко, свежо и сильно.
После этой постановки наступает долгая пауза в сценическом прокате оперы в нашем городе. Причин много. Главная - война, которая изменила планы театра. Как известно, с октября 1941 г. на протяжении одного года и девяти месяцев, в нашем городе находился в эвакуации Большой театр. В его репертуаре не было «Бориса Годунова». Наш театр не мог в то трудное время собрать силы для такой монументальной постановки. Были другие задачи: небольшими передвижными бригадами обслуживать фронтовиков и тружеников тыла.
Новая встреча с оперой состоялась только в 1950 г. Постановка была грандиозной, очень эффектной, с богатыми костюмами, декорациями, даже с настоящим фонтаном и живыми лошадьми. Сейчас, когда нам постоянно приходится сталкиваться с дефицитом финансовых средств в театрах, мы не перестаем удивляться щедрости руководителей страны в те трудные, послевоенные годы. Ведь тогда ни о каких спонсорах не было и речи.
Успех той постановки был предрешен отнюдь не ее роскошью, а блестящим составом исполнителей. 1950-й год был переломным в жизни театра благодаря приходу нового директора Н.П.Садкового. Ему удалось привлечь в театр целую плеяду первоклассных певцов - актеров. И многие из них были заняты в спектакле. Роли исполняли: Борис Годунов – Н.Г.Ястребов, Самозванец - А.В.Дольский, Шуйский - А.В.Швецов, Варлаам – В.Р.Шахновский, Щелкалов – В.Г.Соловьев, Марина – К.В.Кедрова, Юродивый – Н.П.Платонов и др. Дирижер – Г.И.Рисман, режиссер – Ю.Н.Лоран, художник – В.Г.Роберг, хормейстер – А.А.Бельский.
В центре спектакля не психологическая драма Бориса, а трагедия народа. Режиссер Лоран трактует оперу как социально-народную драму. Но дирижер Рисман, напротив, стремится оттенить психологические сцены. Это, по мнению рецензента, нарушает единство постановки. Но, по-моему, здесь нет противоречия. Напротив, на фоне драматичных или бунтарских массовых сцен еще трагичнее выглядят страдания Бориса, терзаемого муками совести. Принцип контраста - двигатель оперной драматургии.
Мне довелось слушать оперу в той постановке не один раз, и я могу сравнить свои впечатления с мнением, кстати, уважаемого мною рецензента. Действительно, исполнение роли Бориса - большая творческая удача Н.Г.Ястребова. Обладатель сильного, довольно гибкого драматического баритона и яркого темперамента, он создал выразительный, психологически глубокий образ страдающего преступного царя. Но его Борис не вызывал сочувствия. Что-то зловещее, порочное было в нем, не было шаляпинского «трагического обаяния». Убедительно прозвучала вокальная партия, особенно ария «Достиг я высшей власти».
Однако, на мой взгляд, самое яркое впечатление производил Самозванец - А.В.Дольский. Нарушая привычную иерархию в расстановке действующих лиц оперы, он был явным лидером спектакля. Как всегда, грим точен и характерен, и бородавка «украшала» его нос. Но его Самозванец не был похож на спесивого, тщеславного выскочку - авантюриста, каким нередко предстает в опере беглый монах Гришка Отрепьев. Его герой - сильная, мужественная личность, одержимая жаждой власти, но вызывающая симпатии своей неординарностью, волей, энергией, находчивостью, острым умом, мужским обаянием. Уже в келье Чудова монастыря мы видим не мальчика, но мужа, решившегося на отчаянный шаг. Да, он авантюрист, но он и страстный любовник, не теряющий достоинства даже тогда, когда надменная шляхтянка унижает его своим презрением. Как темпераментно и зло парировал он ее упреки в нерешительности: «Но когда царем я сяду в величье неприступном, о, с каким восторгом я насмеюсь над тобой!…» В финале оперы в доспехах, на белом коне, он был величав и прекрасен. Да, такой самозванец мог убедить кого угодно в подлинности царского происхождения. Такая трактовка могла бы вызвать возражение, но Дольский убеждал нас силой своего таланта в ее правомерности.
Как всегда великолепно, филигранно отточена партия. Владение тончайшими интонационными нюансами, богатая тембральная палитра давали возможность достигнуть предельной выразительности фразировки.
Его партнершей была К.В. Кедрова, исполнявшая Марину Мнишек. Рецензент упрекал ее в отсутствии коварства. По-моему, его было с избытком. К тому же, красива, притягательна, надменна, хитра. Прекрасно провела сцену «обольщения» (у фонтана). Голос небольшой, но красивый, гибкий. Певица хорошо передала смену настроений: гнев, презрение, вкрадчивую лесть, томный зов любви.… Да, это хищница, хитрая, коварная интриганка, но и обаятельная женщина, «чаровница».
В спектакле хорош был весь ансамбль солистов, кроме Ильина - Пимена. Очень колоритен и характерен был Варлаам в исполнении молодого певца В.Р.Шахновского, обладателя мощного баса. Правда, образ получился скорее комичный, чем богатырский. С подлинным мастерством исполнил партию Щелкалова - В.Г.Соловьев, запомнился Юродивый – Н.П.Платонов. Выразителен Шуйский – А.В.Швецов. Прекрасно звучал хор, несмотря на малочисленный состав, особенно в сценах у Василия Блаженного и под Кромами. Словом, спектакль можно считать большой удачей театра. Он знаменовал решительный поворот к русской классике.
В 1961 г. театр вновь обратился к опере Мусоргского. Премьера состоялась в декабре 1961 г. Постановщики обратились к редакции Римского-Корсакова, добавив некоторые эпизоды из основного текста Мусоргского. Пришла новая «команда» руководителей во главе с дирижером С.С.Бергольцем. Это авторитетный, опытный музыкант, большой знаток вокала. Он провел кропотливую работу с оркестром, солистами, добившись хорошего равновесия сцены и «ямы». Но главное достижение – ему «удалось найти живой ритм спектакля, ясно наметить драматургическую линию развития, выразительно подчеркнув узловые, кульминационные точки спектакля». Так оценил работу дирижера рецензент – известный музыковед А.В.Фере. Постановщикам удалось добиться динамизма, живости хоровых сцен и яркого их звучания при минимальном составе хора (хормейстер - В.К.Мертенс, режиссеры: А.С.Пикар и В.М.Шахрай).
Огромного вокального мастерства требуют сольные партии. В основном, все солисты выступили достойно. Из состава 1950 г. сохранился только А.В.Дольский – Самозванец. В партии Бориса выступил очень талантливый певец Я.В.Иванов. Он создал глубокий противоречивый образ, выявив значительный масштаб личности Бориса как исторической фигуры. В то же время, смог передать и его трагическую смятенность, муки совести. Артист хорошо владел широкой кантиленой, голос приятного густого тембра звучал ровно, при этом эмоционально напряженно. Великолепны были все монологи Бориса, предсмертная молитва, прощание с сыном.
Другой исполнитель партии И.Е.Зотов иначе трактовал образ Бориса: психологически проще, эмоционально сдержаннее, но и человечнее.
О Дольском встречаем самые восторженные отзывы. Очень стильна, и вокально, и внешне, Марина – А.Д.Серпер. И.Е.Зотов убедительно исполнил партию Пимена - эпически величаво, как воплощение народной совести, карающей преступного царя. Но хотелось бы большей теплоты голоса в рассказе о прозревшем старце. Второй исполнитель этой партии В. Капишников порадовал красивым, можно сказать, уникальным по тембру басом. Но, по мнению А.В.Фере, неопытность молодого певца помешала создать образ величавого, мудрого старца.
Хороши были оба исполнителя Варлаама: Н.И.Сухов и М.Д.Дундук. Первый подчеркнул жанрово-комедийную сторону роли, второй явил собой воплощение могучей богатырской силы. Это тип народного бунтаря, скрывающего подлинное лицо под маской смирения и ханжества.
Очень типичен Юродивый – П.И.Конышев: и по тембру голоса, и по внешнему облику, чего нельзя сказать о другом исполнителе - Б.Н.Чуфарове. Интересен Юродивый артиста Бельмесова. Убедителен А.И.Белоусов в роли коварного царедворца Шуйского.
Художник М.Мурзин хорошо передал мрачную атмосферу Руси «смутного времени». Сценография хорошо гармонирует с музыкальной стороной и режиссерским решением спектакля. Оценивая спектакль как удачу театра, рецензент упрекает постановщиков в статичности некоторых сцен, присутствии оперных штампов, трафаретности костюмов.
Автор другой рецензии Б.Цыбульник более жестко оценивает работу коллектива, отмечая недостатки во всех исполнительских «цехах». По мнению автора, «в игре артистов еще нет той острой страстности, трагического накала и вдохновенности, которые должны и могут волновать зрителя». «Недостаточно глубоко раскрыта динамика чувств». «Хор звучит жидко, нет необходимой массивности звука». «В декоративном оформлении спектакля заметна неоправданная боязнь пространства, скупость в колорите и костюмах». Варлаам – «забавный забулдыга, ерник, а не бунтарь». Главный итог – «постановщикам и исполнителям не удалось возвыситься над материалом и повелевать им». Но, как и А.В.Фере, Б.Цыбульник высоко оценил работу Я. Иванова, А.Дольского, А.Серпер, К.Тарасова (Шуйский), А.Бельмесова (Юродивый). Как высшее достижение дирижера Бергольца отмечается единство вокального стиля исполнения и высокой выразительности пения и слова.
После этого спектакля пауза в прокате оперы затянулась на неопределенный срок, но полнометражной постановки не предвидится.
Правда, в 1989 г. в ознаменование 150-летия со дня рождения Мусоргского театр показал несколько сцен из опер «Борис Годунов» и «Хованщина» под названием «Живой Мусоргский». Но зрители вправе были ждать большего. Да и Мусоргский заслуживает внимания.
И вот, спустя 45 лет после последней постановки, театр обратился к первоначальному авторскому варианту оперы. Но, к сожалению, то был концертный вариант, ибо не нашлось средств на сценическое воплощение оперы. Меломаны с нетерпением ждали премьеры, которая состоялась 18 октября 2000 г. Повышенный интерес к событию объяснялся еще и тем, что за дирижерским пультом, впервые в нашем театре, стоял американский музыкант Дэвид Кейт. В наш город его привела любовь к русской музыке, особенно к Мусоргскому, которого он боготворит и почитает как величайшего гения всех времен. На изучение оперы «Борис Годунов» он потратил более двух тысяч часов, слушая записи разных исполнителей, изучая партитуру, литературу о композиторе. В течение месяца он проводил репетиции с нашими артистами, хором, оркестром. Интересно было это общение для всех: Дэвид постигал Мусоргского, наше восприятие его музыки, русскую душу, а русские исполнители узнали как американец понимает эту же музыку. Эмоциональный, восторженный, открытый в общении, Дэвид не сдерживал восхищения. Работал увлеченно, азартно. И вот позади месяц труда, ожиданий, тревог, преодолений.
Премьера! Мусоргский звучал по-русски широко, раздольно, то эпически величаво, то драматично, то разудало (в песне Варлаама). Дирижер достаточно уверенно вел спектакль. У него точный, ясный жест, певучие, выразительные руки. Хорошо прозвучали хор (особенно детский), оркестр. Солисты тоже были на высоте: Борис – А.Бобыкин, Самозванец – С.Шамшин, Пимен – В.Полуяхтов, Юродивый – М.Губский, Варлаам – В.Киселев, Шинкарка - М.Зубчанинова, Щелкалов - В.Храмов, Шуйский – С.Касаткин, Феодор – Е.Ананьева, Мамка – З.Просникова, Ксения – Л.Терехова, Боярин – В.Гончаров, Мисаил – В.Студенко. Ярко, эмоционально, захватывающе проникновенно спел А.Бобыкин. Особенно потрясли сцены галлюцинаций и прощания с сыном. Очень хорошо звучали В.Храмов, С.Касаткин, М.Губский, впрочем, не уступали им и другие исполнители. Публика восторженно приняла премьеру. Успех по праву разделили все исполнители, дирижеры Дэвид Кейт и Владимир Коваленко, хормейстер Валерия Навротская.
Спектакль-концерт вызвал небывалый резонанс. Одни хвалили, другие ругали. Кого-то не устроил эпически-созерцательный характер трактовки, кому-то не хватило эмоционального накала в драматичных эпизодах. Ругали руководителей за выбор этой редакции, скучно-де без Марины, фонтана, не театрально. Некоторые восторженно приняли вариант концертного исполнения: «ничто не отвлекает от музыки, слышишь больше, чем на спектакле». А вот критик В.Иванов считает, что нет менее подходящего для концертного исполнения сочинения, чем «Борис Годунов». Ему не нравится дирижерская манера американца – «спокойная», «холодноватая», без «эмоциональных взлетов», «трагических глубин».
Аналогичными отзывами сопровождалась премьера «Бориса Годунова» в Большом Театре под управлением Г.Рождественского. «Эпическое состояние», «замедленные темпы», не хватает «психологичности и детальности», «симфонических контрастов». У каждого свои представления о том, как надо исполнять Мусоргского. Но, несомненно, эпически-созерцательный характер трактовки правомерен для первой редакции оперы. И, в конце концов, музыканты имеют право выбирать ту или иную редакцию по своему усмотрению.
В связи с этим нам представляются интересными высказывания главного дирижера театра В.Ф.Коваленко, опубликованные в газете «Самарские известия»: «Что актуально сегодня – народная драма с кровавым бунтом в последней картине или судьба государя, который имеет совесть? Я убежден, что второе. …Композитора не интересовали поляки, любовная интрига или кровавый русский бунт. Существует ли разумный вариант монархического правления, который бы принес благо России? Вправе ли народ надеяться и ждать мудрого и совестливого царя? Вот что интересовало Мусоргского, и об этом его «Борис». Я говорю так не умозрительно, а потому что услышал это в музыке семи картин первоначальной редакции оперы. …Сейчас во всем мире ставят «Бориса» в оригинальной первой редакции Мусоргского, а не в редакции Римского-Корсакова, который сильно «пригладил», «вычистил» гармонию, оркестровку, вокальный текст Мусоргского. …Недавно Геннадий Рождественский сказал в интервью, что показывать «Бориса» в редакции Римского-Корсакова больше нельзя, и он будет готовить новую постановку».
В декабре состоялось повторное представление оперы. Дирижировал В.Коваленко. На этот раз были и «эмоциональные взлеты», и яркие кульминации, и «трагические глубины». За пультом стоял хозяин. Это чувствовалось. Состав исполнителей почти не изменился. Правда, Пимена блистательно исполнил А.Антонов, а Варлаама спел В.Власов. 7 картин пролетели как одно мгновенье. И снова шумный успех, овации, цветы и слезы радости. Соскучилась публика по Мусоргскому, по «Борису». Эти концерты стали настоящим праздником для театралов.
Подводя итоги этого ретроспективного обзора постановок «Бориса Годунова» на самарской сцене, обратимся к цифрам. Почти сто лет отделяют нас от первого представления оперы в Самаре. 75 лет исполняется театру оперы и балета, который открывался «Борисом Годуновым».
С той поры опера ставилась всего три раза. И вот уже 45 лет длится пауза в ее прокате. Это тем более странно, что в наши дни «Борис Годунов» - одна из самых популярных опер во всем мире. Это и понятно: Мусоргский современен, актуальна и главная тема оперы - тема «страдающей совести», воздаяния за грех, преступления и наказания.
Все новые поколения музыкантов черпают в музыке Мусоргского вдохновение для творческих поисков и открытий. Сколько талантливых, пусть спорных, порой эпатажных, но интересных постановочных решений «Бориса Годунова» создано за последние годы! Вспомним хотя бы работы А.Тарковского, Е.Колобова, Э.Пасынкова, Ю.Любимова, Б.Покровского и Ю.Темирканова. Самые престижные сцены мира приглашают лучших дирижеров, режиссеров, исполнителей для постановки оперы. Она исполняется на русском языке как дань поклонения двум русским гениям – Пушкину и Мусоргскому. Да, наш театр в долгу перед Мусоргским, перед зрителем, который не теряет надежды в ближайшем будущем услышать и увидеть полнометражный театральный спектакль «Борис Годунов».
Источник: журнал «Самарская Лука»
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: