19 мая 2010 10:17
Автор: Ольга Бирюкова (г. Йошкар-Ола, Марий Эл)
Мешок макулатуры
У нас в школе всегда что-то происходило, в хорошем смысле. Как говорится, жизнь кипела. Причем озадачивали нас какими-то необычными вещами. В других школах осенью ездили на картошку или свеклу, мы же собирали в лесу рябину, не черноплодную, а простую, горькую оранжевую рябину. Потом сдавали ее на местный ликероводочный завод, где выпускали достаточно приличный напиток «Рябина на коньяке». Кто это придумал? Мы думали, что директор школы. Он, во-первых, был мужчина (нам уже повезло), во-вторых, умный и с чувством юмора.
Среднего роста, очень плотный, издалека напоминал квадрат, с глубоко посаженными пронзительными голубыми глазами. Приехал откуда-то из Татарстана в гости к сестре, поразился уединению и красоте, окружающих наш поселок, да так тут и остался. Рябины надо было собрать по 16 кг каждому ученику в сушеном виде. Это было проще простого, чего-чего, а этого добра вокруг – завались.
Рябину собирать не трудно, она не высокая и легко гнется. Срывай себе и складывай в мешок. Не то, что березовые и сосновые почки. Их мы собирали ранней весной. Маленькие, еще не набухшие, они почти ничего не весили, а когда высыхали, вообще становились как пушинки. Но их и надо было всего 100 грамм. В июне в качестве отработки мы заготавливали подорожник, мать-и-мачеху, зверобой и череду.
А больше всего я любила ездить на «сосенки» в шестом классе. Увозили нас далеко в лес и оставляли на расчищенных, подготовленных для посадок, квадратных участках земли. Интрига была в разделении на пары: мальчик-девочка. С кем-то хотелось быть в паре, с кем-то нет.
Я хотела работать либо с Олегом Юговым, либо с Колей Шатуновым. Оба они были спокойные и веселые. Чаще доставался Олег. Ему вручили какой-то хитрый ломик с треугольным толстым острием и т-образной ручкой, а мне большую круглую жестяную банку с десятисантиметровыми саженцами сосен. Мальчишки шли впереди и делали углубление в земле, а девчонки следом за ним сажали в землю росток и присыпали его с двух сторон землей. Пары шли по бороздам недалеко друг от друга, переговаривались, шутили. Хотелось быть впереди всех.
Привозили и увозили нас на военных кунгах, там внутри две лавки вдоль стен, середина пустая и узкие окна под потолком. Поэтому основная масса мальчишек болталась по всему салону, при малейшем повороте пацаны старались упасть на девчонок, как бы невзначай. Стоял визг и гвалт. При этом еще умудрялись петь песни.
- И у края пропасти
И у тигра в пасти
Не теряйте бодрости
И верьте в счастье!
Но царем всех околошкольных занятий был, конечно, сбор макулатуры. За первое место давали приз! Огромный сладкий открытый пирог с малиновым или клубничным вареньем, покрытый сверху тонкими витыми полосками из теста. К сбору макулатуры мы готовились весь год. Ходили по квартирам, собирали старые газеты и книги. Я все это складывала дома в кладовке по стопкам, моя подруга Наташка завела специальный огромный мешок в сарае, куда весь год исправно носила всякую бумажную ненужность. Вообще-то, хозяйственные постройки за поселком было принято называть сарайками. Сейчас это слово звучит достаточно местечково, но тогда любое другое название казалось диким. Так вот, эти сарайки находились со всех сторон вокруг поселка, некоторые располагались на территории огородов, остальные отдельно и довольно далеко. Машин было мало, поэтому и гаражей практически не было, одни сарайки. Они прочно входили в нашу детскую внешкольную программу.
- Пошли по сарайкам лазить!
- Давай! В два на крыше у Вареника.
Лазить не в смысле проникать внутрь, а бегать и играть на крышах. А Вареник –
настоящая фамилия.
Сарайки стояли, плотно прижавшись друг к другу, крыши были хоть и разные по форме, но на одном уровне и образовывали свой город с улицами и кварталами на высоте 2,5-3 метров. И все это располагалось в темном и старом еловом лесу. Деревья не принято было вырубать, их лишь обходили при строительстве. Строили, кто где хотел и кому как нравилось. Сказочные времена: никто и не подозревал, что землю нужно покупать. Выглядело это все примерно так.
Собирались на большой и плоской крыше сарайки Вареника и обсуждали грандиозный проект: постройка приюта для бездомных кошек и собак. Того, кто будет строить уже нашли – папа Ольги Разумовой. Нужно было раздобыть доски, бревна и рубероид на крышу. Правда, все остальное представляли смутно: как держать там всех животных? В общей куче – передерутся, в клетках жалко, да и где их взять, на какие деньги кормить, как быть ночью: закрывать на замок и оставлять одних, а зимой холодно, замерзнут. Все спорили, шумели и, в конце концов, сошлись на том, что построить ничего не получится. Просто будем кормить всех обездоленных в подъездах.
Приближался день икс: все школьники с четвертого по восьмой классы тащили с собой в школу перехваченные веревками пачки желтых газет, журналов «Работница», «Крестьянка» и «Красная звезда». Некоторым помогали родители: несли тяжелые книги в тусклых обложках и с такими же невзрачными названиями. Завуч школы, Смирнова Лидия Михайловна, в просторечии лиса, обладательница рыжих волос и раскосых глаз, встречала всех в холле около больших напольных весов, взятых в овощном магазине напрокат. Каждую цифру заносили в график на стене, распределяя по классам. К обеду определились лидеры: 8 класс и наш 6 «б». Восьмой, девятый, десятый в школе были по одному классу, а все остальные по два «а» и «б». Когда мы пошли в первый класс, пришлось добавлять еще две буквы «в» и «г», так нас было много, но к четвертому половина семей уже разъехалась, и осталось, как у всех, два класса.
Наш класс был особенный, наверное, это мне тогда так казалось. Но лучше и желать было нечего. Возьми любого – личность, ну или уж на худой конец, интересный человек. Да и возраст был самый подходящий, мой любимый возраст с десяти до тринадцати лет. Еще не наступили времена длительных прогулок по парочкам и переживаний из-за своего внешнего вида, но уже закончилось детство, и тесная связь с родителями отошла на второй план. На первом и единственном месте были друзья. В школу ходили только ради общения. Какие там уроки! Быстро делаешь письменные русский и алгебру, а устные читаешь на перемене перед уроком. В этом возрасте у мальчишек проявляется свой юмор, который уже больше никогда не будет таким живым и парадоксальным, очень тонким, чего не скажешь на первый взгляд.
Пошли как-то в клуб на «Киносборник», почему в начале стояла приставка «кино», не знаю, ведь показывали мультфильмы. Киносборник был нашим любимым зрелищем, по телевизору редко демонстрировали столько мультфильмов сразу, все эти показы мы заранее выискивали в телепрограмме и обводили красным фломастером. Как правило, это были отдельные мультфильмы, хорошо, если рисованные, а ведь могли и кукольные подсунуть. Киносборник же шел целый час, начинался всегда в 17.00, билет стоил 5 копеек. Его мы ждали и не пойти не могли, разве что из-за болезни. В зале собирался весь поселковый бомонд. Старшие на такую ерунду не ходили, поэтому восьмиклассники правили бал, рассаживались на самые лучшие места, с третьего по седьмой ряды –
в самом центре. Остальная мелочь заполняла все свободное пространство небольшими группами: мальчишки с мальчишками, девчонки с девчонками. Мы с Наташкой сидели сзади пацанов из нашего класса, один из которых явно проявлял заинтересованность в моей персоне. Вертелся, что-то там шутил, мы махали руками: не мешай смотреть. Все были в приподнятом возбужденном настроении, потому что впереди был целый час наслаждения просмотром. Сначала киножурнал «Хочу все знать!» В темноте зала началось священнодействие:
- Орешек знаний тверд, но все ж!
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
Киножурнал «Хочу все знать!»
И вот, наконец-то, ради чего мы все пришли: мультики!!! Прежде надо сказать: никогда не угадаешь, на какой киносборник попадешь. Могло и не повезти.
- Ну, как сегодня?
- А, ерунда была, кукольные мультики.
Для кого делали кукольные мультфильмы, мы в детстве не могли понять. Потом решили так: художникам лень рисовать, это долгая и кропотливая работа, а куклу один раз сделал и давай только руки-ноги передвигай в кадре. И еще была целая серия вроде бы и не кукольных, но воспринимались они так же, смотреть их было грустно и неинтересно, тусклые краски, непонятные диалоги. В общем, как вы поняли, попасть на такой киносборник было полным разочарованием.
Все замерли, пошла заставка мультфильма, и до нас медленно начинает доходить, что сейчас явно будет какой-то подвох: вместо десяти красочных рисованных мультов, нам подсунули всего один - тягомотный и серый. На экране все затянулось мрачным белесым туманом. И в недоброй тишине и темноте зала раздается еще полный надежды Наташкин голосок:
- А что это там, белое такое? Туман?
Сережка Казаков, повернулся и, забыв про все ухаживания и ужимки в мой адрес, произнес приговор всему киносборнику:
- А это МУРА выползает…
Зал покатился со смеху, и все оставшееся время мы издевались над ежиком, медвежонком и лошадкой, по-своему симпатичными, но такими неуместными и непонятыми в наши двенадцать лет.
Потом я полюбила его, «Ежика в тумане», но тогда…Тогда мне нравились шутки пацанов с переднего ряда.
Так вот. К концу пятого урока и у нас, и у восьмого класса кривая на графике по сбору макулатуры остановилась на отметке 100 кг. Восьмиклассники побежали к знакомой бабушке за старыми газетами, а нас ждал полный мешок тяжелых книг и старых тетрадей. Наташкин мешок. Родителям с утра было некогда заниматься «детскими делами», а одна она его не смогла бы и с места сдвинуть. Поэтому мы пошли вдвоем, сомнений не было – нас ждала победа и малиновый пирог! Мы бежали со всех ног, боясь опоздать, подведение итогов было назначено на три часа дня. Мешок оказался поистине огромен. Наташкин отец работал в части на почте. Что военные посылали или получали в таких мешках, мы даже не могли себе представить. По размеру - маленькие танки, мини- танчики детские, как «Запорожец». Пытаясь приподнять за четыре уголка с разных сторон, обе растянулись на полу и чуть не расплакались.
- Ты что, не могла в два мешка все это распределить?
- А я откуда знала, что бумага такая тяжелая?
- Дуры мы с тобой, надо было пацанов звать…
- Да, что-то не подумали.
- Теперь все равно поздно, придется самим тащить.
-Давай волоком попробуем, надеюсь, мешок не порвется.
Волоком получилось легче, но все равно приходилось останавливаться: мешок застревал между корней деревьев, цеплялся за сучки и палки. На выходе из леса мы остановились перевести дух. До школы оставалось метров восемьсот. На ступеньках скакала радостная Танька Конкина из восьмого. Мы с Наташкой ее терпеть не могли, видимо на то были свои причины.
- Рано победу празднуешь, дура.
И вдруг она обернулась в нашу сторону и стала что-то отчаянно кричать. Звук не долетал до нас, но то, что мы увидели, не предвещало ничего хорошего. К нам бежали четверо пацанов из восьмого во главе все с той же Танькой. Мы упорно продолжали тащить мешок по финишной прямой.
- Откуда мешок? – вопрос звучал, как вызов.
- Как откуда? Из леса, из сарая.
- Ага, из сарая! А что это вы там его прятали? Прятали, значит, скрывали. Значит, бумага не ваша, а ворованная. А у нас как раз бумага пропала.
Логика «железная», я стояла, как этим же пресловутым мешком стукнутая.
- Какая ворованная, посмотрите внутрь, вот Наташкина старая тетрадка, подписанная!
- Да, это я весь год собирала!!!
- Хорош, врать. Весь год! Делать тебе больше нечего.
Пацаны растолкали нас по сторонам, схватили многострадальный мешок и без обиняков на наших глазах потащили его к школе, как свою законную добычу. Мы с Наташкой метались, в надежде найти хоть какую-то поддержку. Наши, как назло, сидели в школе, вокруг никого. Вдруг на дорожке через школьный стадион показался военный, он бодро куда-то спешил, размахивая руками. Я бросилась к нему за помощью, не раздумывая.
- Помогите нам, пожалуйста. У нас мешок отбирают. А это наш мешок, понимаете? Мы его весь год собирали, а они говорят – ворованный. Помогите!
Молодой мужчина на несколько секунд замешкался, остановился, подумал.
- А что я могу сделать? Я ведь ничего не знаю. Я тут причем?
Я перешла к другим аргументам.
- Их четверо пацанов, а мы девчонки, они толкнули нас, больно и…мешок отобрали.
- Да что ты со своим мешком, как со списанной торбой, плевать на него. Разбирайтесь сами!
И опять так же быстро зашагал прочь. Все померкло, последняя надежда угасла.
Мы приплелись в школу, когда восьмиклассники уже праздновали победу. Доказывать что-то лисе, нашему завучу было бесполезно, она была их классным руководителем. Но ничего, через полгода мы им утерли нос, победив в конкурсе агитбригад. Спели и заставили рыдать весь зал:
-Дочка твоя из песка за окном
Строит для Золушки солнечный замок,
А где-то сквозь пули и пушечный гром
Ребенок кричит над убитою мамой…
С чувством превосходства победителей простили все обиды. Хотя Конкина не стала от этого менее тошной.
А молодой военный до сих пор стоит перед глазами, вернее убегает, убегает подальше от проблем, от неудобных вещей, спешит по своим делам, а все остальное – не важно. Не надо его трогать, беспокоить. «Почему именно я?», проносится в его голове, «Ведь много других людей вокруг, пусть разбираются, в конце концов, есть школа…их родители…».
Недавно стояла на балконе своей квартиры и с высоты четвертого этажа наблюдала такую картину: три пацана лет по одиннадцать-двенадцать догнали одного десятилетнего, повалили на газон, порвали футболку, стали пинать ногами. Он кричал, а мимо по дорожке шли и шли военные – молодые мужчины. Наверное, со службы домой спешили. Не надо их беспокоить, а вдруг завтра война…
•
Отправить свой коментарий к материалу »
Комментарии: