Сделать стартовой
 
Электронный адрес РИА Смара Новости, Комментарии, Вопросы и Ответы, Политика и Экономика

Регион Самара / О регионе / Транспорт

12:43 12 ноября 2008Автор: Алексушин Глеб Владимирович

С самарскими именами на борту

С самарскими именами на борту

(самарский пассажирский теплоход "Петр Алабин". фото)

13 судов носили и носят название «Самара». 1-й из них (буксирный пароход) спроектировал, построил в 1847-1850 гг. и некоторое время возглавлял бывший декабрист (офицер Морского экипажа), в 1846 г. переехавший из ссылки в Самару. 2-й пароход с названием «Самара» (также буксирный) эксплуатировало пароходное общество «Польза» в верховьях Волги. Кабестан (судно, «подтягивавшееся» паровой машиной к завезенным вперед якорям) «Самара» (3-й) купца Максимова также трудился в верховьях Волги в те же годы. В 1887 г. по заказу самарского купца 1-й гильдии И.В. Константинова на заводе Шиповых в Костроме построили 4-й (буксирный и 2-хтрубный) пароход «Самара». В то время это был самый мощный буксир на Волге. Купец Ф.М. Баукин построил на заводе Калашникова в Нижнем Новгороде в 1904 г. пассажирский (5-й) пароход. Самарский лесопромышленник Ф.М. Наймушин использовал буксир (6-й) «Самара». В 1942 г. на переправах у Сталинграда работал баркас (7-й) «Самара». До 1960-х гг. в Волгограде, Саратове и Куйбышеве боролся с огнем пожарное судно «Самара» (8-й). В 1959-1968 гг. для Морфлота построили 20 грузовых судов по проекту 567, головным у которых была «Самара» (9-й). В сентябре 1999 г. экипаж гвардейской атомной подводной лодки (АПЛ) К-267 «Дракон» проекта 971 и администрация Самарской области подписали договор о шефском сотрудничестве, главком ВМФ подписал приказ о присвоении 21 сентября АПЛ имени «Самара» (10-я). В 2000 г. в Самаре работали 3 катера (11-й, 12-й и 13-й) с названиями «Самара»: служебно-разъездные Самарского судоремонтного завода, начальника пароходства ОАО «Волготанкер» и управления Куйбышевской железной дороги (на подводных крыльях).

3 судна и непостроенная подводная лодка носили имя «Самарец». Построенная на самарском заводе Бенке-Журавлева в 1888 г. железная винтовая буксирная шхуна «Павлуша» позже была названа «Самарецъ» (1-я). Владельцем ее являлся М.П. Часовников. Шхуна могла везти 4,91 т. грузов и буксировать 163,8 т. В 1894 г. ходил буксир «Самарецъ» (2-й) купца Кондратьева. В феврале 1904 г. группа самарских интеллигентов начала сбор средств на постройку подводной лодки «Самарецъ» для пополнения российского флота, пострадавшего в войну с Японией. Но этот замысел не был реализован. Небольшой пассажирский пароход «Гражданинъ» (построенный в 1896 г.), обслуживавший Дачное пароходство П.В. Лобастова возле Самары, в 1918 г. стал «Красным самарцем» (3-й).

У 4-х судов слово «Самара» входило в состав названия. В 1885 г. на самарском заводе Бенке-Журавлева построили железный колесный буксирный пароход «Первый, построенный въ Самаре» (1-й) для самарского купца Ф.Г. Углова. Судно могло буксировать 982,8 т., находясь в автономном плавании до 3 суток. Железный колесный буксирный пароход «Второй, построенный въ Самаре» (2-й) в 1886 г. также произвели на самарском заводе Бенке-Журавлева для Ивана Петровича Облаева. Судно могло буксировать 3276 т. В 1993 г. ОАО «Волготанкер» получил из Болгарии новый танкер класса «река-море» «Самара-сити» (4-й) проекта 630 и грузоподъемностью 5400 т. Судно круглогодично бороздит воды разных морей. В 2000 г. спортивный клуб ЦСК ВВС располагал пассажирским теплоходом «ЦСК ВВС Самара» (3-й), бывшим ранее «Москва-11» Куйбышевского речного порта.

С именем Куйбышева и названного в его честь города связаны названия 9-ти судов. В 1881 г. пароходное общество в Спасском затоне построило пассажирский пароход «Владимиръ Мономахъ», в 1939-1959 гг. называвшийся «Валериан Куйбышев» (1-й). Судно перевозило и эвакуировала войска и раненых у Сталинграда в 1942 г. Построенный в 1913 г. эскадренный миноносец с 31 мая 1925 г. носил имя «Валериан Куйбышев» (2-й). В 1915 г. в Сормово для общества «Бр. Каменские и В.Н. Мешков» построили пассажирский пароход «Павелъ», в 1936-1941 гг. называвшийся «В. Куйбышев» (3-й). В 1996 г. «В. Куйбышев» принадлежал «Еврошиппинг» (Калининград). Сторожевой корабль РТ-73 «Куйбышев» (4-й) носил это название с 1939 г. до 20 сентября 1941 г. Артиллерийский крейсер «Куйбышев» (5-й) проекта 68-К был заложен 31 августа 1939 г. и списан 16 апреля 1965 г. Малый ракетный корабль Р-63 «Куйбышевский комсомолец» (6-й) проекта 1241 служил на Черноморском флоте. На Волге ходили служебно-разъездные баркасы «Куйбышев» (7-й) и «Куйбышевец» (8-й) с машинами в 150 л.с. Сейчас по Волге ходит построенный в Словакии для СССР для плавания по рекам и озерам с 400 туристами пассажирский теплоход «Валериан Куйбышев» (9-й) со скоростью до 26 км/ч.

11 судов носили и носят названия городов самарского края. Самое популярное название – «Сызрань» - 3 судна. Речной колесный буксирный пароход «Сызрань» (1-й) располагал уникальной машиной с противолежащими качающимися цилиндрами. Грузовой пароход «Сызрань» (2-й), заложенный в начале 1931 г. плавал на Черном море. Ходят по Волге грузовые теплоходы «Сызрань» (3-й) и «Чапаевск» (4-й) грузоподъемностью 2000 т., построенные в Сормово. В 1943 г. на средства, собранные трудящимися, был заложен МО-376 «Бузулукский комсомолец» (5-й). У 2-х судов – название «Тольятти». Грузовой теплоход «Тольятти» (6-й) грузоподъемностью 2000 т. построен в Чехословакии. Пограничный сторожевой корабль П-804 19 января 1996 г. переименовали в «Тольятти» (7-й). Служебно-разъездные катера с машинами мощностью 150 л.с. «Жигулевск» (8-й), «Кинель» (9-й) и «Нефтегорск» (10-й) обеспечивают свои предприятия. Фирме «Восток» в 1996 г. принадлежал «Новокуйбышевск» (11-й).

10 судов были названы в честь рек самарского края. Причем, 2 судна назывались «Иргиз», а еще 2 – «Черемшан». Военный транспорт «Бузулук» (1-й) проекта 502Р при разделе флота передали Украине. Грузовой теплоход «Кондурча» (2-й) грузоподъемностью 20 т. использовал водометный движитель. Военный транспорт «Иргиз» (3-й) проекта 572 находился на Балтийском флоте. Пароходству «Волготанкер» принадлежали нефтеналивные баржи «Иргиз» (4-я) грузоподъемностью 8500 т., «Самарка» (5-я) грузоподъемностью 3800 т., «Кинель» (6-я), «Сызранка» (7-я) и «Курумоч» (8-я) грузоподъемностью по 2300 т., «Черемшан» (9-я) грузоподъемностью 10000 т. Танкер «Черемшан» (10-й) проекта 437М служил на Северном флоте.

4 судна носили названия, связанные с Жигулями. Буксирный пароход «Жигулевский завод» (1-й) работал в 1914 г. на нижней Волге. Буксирный пароход «Жигули» (2-й) построили в 1903 г. в Царицыне. Спасательных судов тихоокеанского флота с названием «Жигули» было 2: первым 17 июня 1949 г. получил это название бывший японский противолодочный корабль (3-й), переданный СССР по репарациям и списанный 11 марта 1958 г., а вторым – проекта 527 (4-й) в 1993 г. продали Китаю.

3 судна получили названия в честь разных предприятий и учреждений самарского края. Пассажирский теплоход «Волжская коммуна» (1-й) был построен в 1904 г. на Воткинском заводе как «Пригородный», и ходил по Волге до 1959 г., названный в честь главной местной газеты. Бронекатер БК-146 «Речник Волготанкера» (2-й) начали строить в 1944 г. на средства, собранные трудящимися. Танкер «КуйбышевГЭС» (3-й) располагал грузоподъемностью 2800 т.

26 судов назвали в честь заслуженных деятелей области, речников, капитанов и механиков судов. На безусловном 1-м месте по популярности – В.И. Чапаев, именем которого называли 7 судов. На 2-м месте – Е. Никонов (3 судна). Пассажирский дизель-электроход «Петр Алабин» (1-й), построенный в Чехословакии, назван в честь известного городского головы Самары. В честь танкистов-Героев Советского Союза назвали катамараны «Александр Долгов» (2-й) и «Валентин Павлов» (3-й) грузоподъемностью по 1000 т. Овощевоз «Вячеслав Александров» (4-й), построенный в Югославии, назван так в честь воина-афганца, учащегося Куйбышевского речного техникума, посмертно ставшего Героем Советского Союза. Дизель-электрический толкач (сначала самарского, потом тольяттинского портов) «Летчик Жихарев» (5-й) назван в честь работника Куйбышевского речного порта, погибшего летчиком во время Великой Отечественной войны. Толкач «Герой Е. Никонов» (6-й) назвали в честь родившегося в Самарской губернии балтийского матроса, посмертно получившего звание Героя Советского Союза. «Евгений Никонов» назвали тральщики проекта 253 (7-й), переданный в 1955 г. ДОСААФ г. Тольятти, и МТ-94, переименованный 24 июня 1965 г. (8-й) проекта 254. Аварийно-спасательное судно «Герой Л.П. Грошев» (9-й), построенное в Венгрии, названо в честь закончившего Куйбышевский речной техникум летчика – Героя Советского Союза. Танкер «Герой В.И. Фадеев» (10-й) грузоподъемностью 150 т. назвали в честь летчика родом из Самары, посмертно получившего звание Героя Советского Союза. Решением куйбышевского облисполкома №76 от 27 февраля 1991 г. пассажирскому теплоходу ОМ-395 присвоили название «Фарида Муртазина» (11-й) в честь работницы пристани Куйбышев, погибшей при освобождении Польши. Нефтерудовоз «Инженер Шлем» (12-й) грузоподъемностью 3900 т. класса «река-море» назвали в честь сотрудника, 12 лет проработавшего в «Волготанкере» на ответственных должностях. В честь 2-х заслуженных инженеров «Волготанкера» назвали танкера «Инженер Назаров» (13-й) и одновинтовой «Инженер Лупичев» (14-й, построенный в 1997 г. на Волгоградском судостроительном заводе) грузоподъемностью по 5400 т. класса «река-море». Нефтерудовоз «Капитан Зимин» (15-й) грузоподъемностью 3900 т. класса «река-море» назвали в честь капитана дальнего плавания «Волготанкера», в 1976 г. первым доставившем груз в Швецию. Именами 3-х заслуженных капитанов и старшего механика «Волготанкера» назвали танкера «Капитан Пирожков» (16-й), «Капитан Шемилкин» (17-й), «Капитан Пшеницын» (18-й) и «Механик Хачепуридзе» (19-й) грузоподъемностью по 5400 т. класса «река-море». В честь Василия Ивановича Чапаева, боевой путь которого начался в Самарской губернии, назвали колесный буксирный пароход «Товарищ Чапаев» (20-й), носивший это название до 16 июня 1943 г., построенный в 1933-1934 гг. буксирный пароход «Чапаев» (21-й), называвшийся так до 7 октября 1941 г., построенный в 1934 г. колесный буксирный пароход «Чапаев» (22-й), построенный в 1935-1936 гг. буксирный пароход «Чапаев» (23-й) типа «Ижорец», артиллерийский крейсер «Чапаев» (24-й) проекта 68-К, заложенный 8 сентября 1939 г. и списанный в апреле 1963 г., большой противолодочный корабль «Василий Чапаев» (25-й), заложенный 22 декабря 1973 г. и списанный в 1993 г. Название «Чапаев» (26-й) также носил с 25 марта по 9 апреля 1933 г. буксирный пароход.


Обсудить в форуме РИА Самара »


Версия для печати »

«РиаСамара» © Самара
При полном или частичном использовании текстовых материалов, фотографий и иной информации гиперссылка на www.riasamara.ru обязательна.16+

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru SpyLOG Яндекс цитирования



Сетевое издание «РиаСамара». Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-61431 от 10 апреля 2015 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
RIA Samara in English Написать письмо в РИА Самара Печатная версия