Знакомясь с эпистолярным наследием Николая Васильевича и его друзей, понимаешь, как много помыслов, чувств, среди них - пламенных, страстных, ведомых только ему одному, похоронил в себе Гоголь. В письме из Вены он писал...
В тридцатые годы, если о чем и мечтали 16-летние, так это об авиации. Она была самым зримым воплощением технического прогресса, своего рода символом неограниченных возможностей человеческого разума. И неудивительно, что таганрогский мальчик Виктор Литвинов, перенявший от отца-слесаря тягу «к железкам», пошел учиться в индустриальный (позднее авиационный) техникум. Ему повезло: по окончании техникума в 1930 году он был направлен в Москву на авиационный завод №1 техником-конструктором в слесарно-сборочный цех. А через два года молодой специалист Литвинов поступает на вечернее отделение Московского авиационного института. В 1937 году с отличием заканчивает его и получает новое назначение – начальник технического отдела. Блестящие способности студента-вечерника не остались незамеченными: Литвинову предлагают аспирантуру. Однако он предпочитает завод. В свои 28 лет он уже заместитель главного инженера, главный технолог завода...
Утро 12 апреля 1961 года – «звездный час» Юрия Гагарина, «звездный миг» человечества. Мало кто знал, что поднимали ракетоноситель, вынесший корабль с Юрием Гагариным в космос, двигатели, изготовленные на заводе им. М.В.Фрунзе. Завод начал свой подъем на космический «Олимп» в конце 50-х годов. Это результат долгого напряженного труда моторостроителей самарской Безымянки. Измерить то или иное достижение, оценить удачу – всегда точнее в сравнении, в сопоставлении не только с успехами своих современников, но и предков. Для этого надо знать свое прошлое богатое победами и ошибками, бесценным опытом исправления последних.
В Москве уже был утвержден новый космический проект «Энергия-Буран», и заводу «Прогресс» предстояло принять на себя основную нагрузку в его реализации. Это означало: опять многократное уплотнение рабочих графиков, широкая программа реконструкции производства, очередной этап в освоении новых материалов и технологий, не имеющих аналогов в мировой практике. «Прогрессовцам» в очередной раз предстояло заполнить выданный им «карт-бланш» в космическом ракетостроении...
Впрочем, заводу некогда было осознавать свою историческую причастность к эпохальным событиям. Жизнь торопила. И все так же не хватало привычных рабочих смен, чтобы вместить в них плановое задание по серийному выпуску уже освоенных «семерки», КА и подготовку к новому, сверхсложному этапу. В рабочих планах генерального конструктора он был обозначен как Ж-ЛЗ, в заводских графиках и на производственных оперативках – как заказ 52. А сегодня говорим о нем, как о трагически неудавшемся «Лунном проекте»...
История создания самарского ракетно-космического комплекса. 12 апреля 1961 года голос Левитана известил человечество о выводе космического корабля с человеком на борту на околоземную орбиту. Мир замер в восхищении, а потом взорвался ликованием. ЮРИЙ ГАГАРИН стал символом победы человеческого разума!
Не стало места защитникам старой древлеправославной веры в своем Отечестве. Приютом для них становились леса, горы, поймы рек, степи, но и здесь их преследовали. В конце ХVII века селились в урочищах Самарской губернии беглые старообрядцы, староверы-раскольники, образовывая скиты. Кто они были? Почему бежали?..