Информационные технологии делают власть более открытой
Ближе к концу года начинается подведение итогов работы. И хотя большинство проектов административной реформы заканчиваются только в 2008-м, есть смысл остановиться, оглянуться и понять, что уже сделано и на чем стоит сосредоточить усилия в перспективе. Пресс-конференция в министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области была посвящена проблемам информационной открытости власти. О промежуточных результатах административной реформы рассказала Елена Гриценко - заместитель министра, руководитель департамента информационно-аналитических технологий.
Самарская область всегда готова принять участие в «полевых испытаниях» федеральных нововведений. В случае с внедрением информационной системы «СУПРЕМА» мы намного опередили центр. Сеть Интернет-киосков начала развиваться за два года до принятия программы административной реформы в губернии. И к моменту ее старта в 2006-м году стало понятно, система может стать эффективным инструментом административного управления.
Напомним, что именно эта сфера подвергается сейчас глубокому реформированию. Президент РФ поставил ряд острых вопросов, касающихся необходимости кардинальных перемен в сфере государственного управления. Это и введение стандартов и регламентов государственных услуг, и управление по результатам, а не от достигнутого уровня расходования бюджета. Проблема открытости власти заявлена одной из первых в этом ряду. Чиновники не спешат менять свои позиции по отношению к гражданам, выступающим в роли просителей. Коррупция неумолимо растет, а эффективность управления падает.
По данным международных исследований, по индексу непрозрачности Россия среди 48 крупнейших держав занимает 40-е место. В то же время, если верить экспертам, сокращение уровня непрозрачности в среднем на 1 пункт связано с увеличением среднегодового валового внутреннего продукта на душу населения на 986 долларов США, прямых иностранных инвестиций по отношению к валовому внутреннему продукту на 1 процент и сокращением инфляции на 0,46 процента. Эти цифры в комментариях не нуждаются.
Заместитель министра здравоохранения и социального развития Самарской области Елена Гриценко отмечает: «Традиционная модель взаимодействия человека и власти оптимальна для последней. Многие чиновники мнят себя над обществом, и смотрят на простых граждан сверху вниз. Но ведь государство существует для того, чтобы обеспечить гражданам возможность благополучно, мирно и удобно жить. Это его основная функция, и информационные технологии могут ее обеспечить».
Система управления регионом с помощью мультиагентных технологий как раз и служит построению эффективного взаимодействия между органами государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и жителями Самарской области. На территории области будет открыто 1320 Интернет-киосков, которые позволят каждому гражданину получить исчерпывающую информацию о положенных ему социальных льготах, об услугах, которые он может получить, о законах, действующих в социальной сфере. В области выдано 74500 социальных карт, которые позволяют использовать дополнительную возможность через систему обратиться к органам власти, записаться на прием. А те, у кого платежная социальная карта, кроме того, могут воспользоваться ей для получения выплат, хранения средств и осуществления расчетов за коммунальные услуги.
Красиво все выглядит не только на словах. Проект запущен три года назад, и уже сейчас в четырех муниципальных образованиях: городах Отрадном и Новокуйбышевске, Красноярском и Кинель-Черкасском районах – система работает вполне успешно. Причем, в Отрадном и Кинель-Черкасском районе можно говорить о полномасштабном внедрении первой очереди системы. То есть один интернет-киоск приходится на 1500 жителей. В области выдано 74500 социальных карт, которые позволяют использовать дополнительную возможность через систему обратиться к органам власти, записаться на прием. А те, у кого платежная социальная карта, кроме того, могут воспользоваться ей для получения выплат, хранения средств и осуществления расчетов за коммунальные услуги.
В Самаре пока только 23 интернет-киоска. Впереди еще много работы. Но все усилия окупятся, когда каждый человек будет иметь возможность узнать о том, что власть должна для него сделать, лично проверить - делает ли она это, и добиться справедливости, если его права попраны.
• Обсудить в форуме РИА Самара »