Владислав Капустин: В Самарской области опережающими темпами развивается оборонная промышленность
Спад и подъем
- Самарская область входит в пятерку регионов, в наибольшей степени пострадавших от негативных процессов в экономике. Особенно кризис повлиял на деятельность отраслей, производящих продукцию для населения. У нас это, прежде всего, автомобильная промышленность и строительство. По итогам 2009 года наибольший спад наблюдался в производстве транспортных средств – за этот период индекс физического объема в отрасли снизился на 61,1% по сравнению с уровнем 2008 года. Машина не является предметом первой необходимости. Если покупатель перестанет доверять производителю, это невозможно будет компенсировать никакими мерами господдержки.
Сегодня нашей области удалось почти полностью преодолеть кризисные явления в экономике. Это видно по официальным статистическим данным. По темпам роста производства основных видов продукции мы вплотную приблизились к показателям 2008 года или даже превзошли их. Например, объем производства транспортных средств за 8 месяцев текущего года вырос на 77,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Броня крепка
- Какие отрасли машиностроения сегодня развиваются наиболее интенсивно?
- Как ни покажется удивительным, в Самарской области опережающими темпами развивается оборонная промышленность. Объемы производства этих видов продукции не сократились даже в кризисном 2009 году. Например, в авиационно-космической отрасли отгрузка готовой продукции выросла более чем на 50%. Этот рост напрямую связан с увеличением на 66% заказов в «ЦСКБ-Прогресс» от государства и российско-французской компании «Старсем». В этом году «оборонка» демонстрирует уверенные темпы роста. Такие предприятия, как «Тяжмаш» и «Салют», каждый год существенно увеличивают объемы производства.
- С чем это связано?
- На этих заводах хорошие, сплоченные трудовые коллективы, очень способные и грамотные руководители. Они сумели даже в самый тяжелый период не растерять квалифицированные кадры, сохранить производственное оборудование. Эти предприятия активно осваивали производство новых видов продукции. Они в полной мере используют свой богатый научно-технический потенциал. Существенно увеличил номенклатуру выпускаемой продукции сызранский «Тяжмаш». Предприятие освоило производство сложнейших гидросистем, а также систем ПВО, которые раньше выпускались на Украине. Хочется привести в пример и «Авиаагрегат». Основная продукция этого предприятия – шасси для самолетов, оказалась не очень востребована на рынке. Тогда завод начал производить изделия для железной дороги. Уже вскоре он занял лидирующие позиции на этом сегменте рынка. Стабилизации ситуации в «оборонке» способствует и начавшееся перевооружение на предприятиях двигателестроительного куста. Всего на эти цели выделено 880 млн руб. В 2009 году было освоено 223 млн руб.
- С какими проблемами сталкивается сегодня эта отрасль?
- Нас очень беспокоит ситуация, сложившаяся на казенных заводах – «Коммунаре» и других предприятиях Чапаевского куста. Для людей само понятие «казенное предприятие» ассоциируется с гарантированной заработной платой, стабильным госзаказом. А мы сегодня не видим ни того, ни другого. Зато видим явные просчеты в планировании, в регулировании деятельности этих предприятий. В последнее время нам все-таки удается не допускать систематической задолженности по заработной плате на этих заводах.
Ставка на инновации
- Самарская область всегда отличалась серьезным научно-техническим потенциалом. Какие отрасли промышленности развиваются наиболее инновационно?
- Очень высока доля инновационной продукции и разработок в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях. Компании применяют новейшие, передовые методы производства, в том числе с использованием иностранных лицензий.
В сфере добычи нефти нам удалось не допустить спада даже в самые тяжелые кризисные годы. В 2009 году прирост добычи этой продукции давали только наша область и Сахалин. Сегодня устойчивые темпы роста в отрасли сопровождаются глубокой реконструкцией на всех трех нефтеперерабатывающих заводах Самарской области – Куйбышевском, Новокуйбышевском и Сызранском. Реконструкция на этих предприятиях, в принципе, однотипна. Различия касаются в основном сроков ввода новых мощностей, объемов выполняемых работ. Но цель преследуется одна – все три предприятия самарского куста «Роснефти» должны к 2015 году полностью перейти на выпуск бензина, дизельного топлива и других продуктов по ведущим европейским стандартам качества. После проведения реконструкции комплекс самарских нефтеперерабатывающих предприятий будет лучшим в мире.
- Какие задачи это поможет решить?
- Доведение качества бензина до стандартов ведущих европейских стран позволит существенно снизить экологическую нагрузку. Ведь главный фактор загрязнения окружающей среды – это автомобильный транспорт. Сегодня на каждого жителя Самары приходятся тонны вредных выбросов. Одна из главных причин такого положения дел – плохое качество бензина. Недавно мы провели проверки ряда автозаправочных станций. Могу сказать, что ко многим из них у нас очень большие претензии. Вопросы по качеству бензина не вызывают автозаправки только четырех крупнейших производителей – «Самаранефтепродукта», «ЛУКОЙЛа», «Татнефти» и BP.
Утилизация и не только
- Сегодня мы видим огромное внимание со стороны государства к деятельности ОАО «АвтоВАЗ». Как вы оцениваете усилия федеральных властей и менеджмента предприятия по выводу автогиганта из кризиса?
- Безусловно, важнейшим фактором восстановления работы предприятия стала программа утилизации старых машин. Она позволила автозаводу не только выйти на точку безубыточности, но и получить операционную прибыль. Реализация этой программы оказала серьезную поддержку социально незащищенным слоям населения. Пенсионеры и инвалиды получили реальную возможность приобрести автомобили по приемлемым ценам. К тому же старые, оснащенные карбюраторными двигателями машины наносят существенный урон окружающей среде. Сегодняшние «пятерки» и «семерки» уже совсем не такие – их двигатели соответствуют стандартам «Евро-2». Поэтому несправедливо мнение, что программа продвигает модели, произведенные по старым технологиям.
Но следует иметь в виду, что программа утилизации оказалась отнюдь не единственным фактором, способствующим оздоровлению ситуации на «АвтоВАЗе». Автозаводу была оказана серьезная финансовая поддержка. Были приняты, хотя и с огромным опозданием, правильные решения в области социальных проблем.
Я посещаю «АвтоВАЗ» каждый месяц. И своими глазами вижу, что государственные деньги были потрачены не зря. «АвтоВАЗом» сегодня руководит очень сильная команда менеджеров. Она все время идет вперед маленькими, последовательными шагами. И все время добивается результатов. Сегодня на предприятии отремонтированы цеха, освобождено огромное количество площадей, начато строительство нового окрасочного производства. Новым руководителям удалось решить и множество экономических проблем. На автозаводе начали реально экономить, перестали раздавать средства направо и налево. То, что было раньше и что стало теперь – это небо и земля. Почему-то обо все этом очень мало говорят и мало пишут.
- Какие основные мероприятия областного правительства по поддержке промышленных предприятий вы считаете наиболее значимыми?
- Мы ведем активную работу с «АвтоВАЗом» и другими предприятиями, сотрудничающими с ООО «Самараавтожгут», для предоставления льготных условий получения сырья и поставки продукции. В результате «АвтоВАЗ» в 1,5 раза увеличил объемы заказов для этого предприятия.
На протяжении ряда лет мы оказываем поддержку
ОАО «Авиакор-авиационный завод». Предприятию выделялись кредиты для развития
производства, была оказана помощь в получении оборудования для выпуска самолета
Ан-140. Областное правительство помогло заводу получить средства от федеральных
структур по выполненным для них контрактам. В целом антикризисная работа
областного правительства привела к формированию нового, более детализированного
комплекса инструментов поддержки промышленности. Сегодня, на наш взгляд,
целесообразно перевести многие, вновь разработанные меры господдержки из
разряда антикризисных в категорию мер по развитию промышленности, в том числе
на законодательном уровне.
• Обсудить в форуме РИА Самара »