В 2013 г. администрации районов Самары впервые получат средства на благоустройство города
В четверг, 1 ноября, в Самарскую городскую думу должен поступить проект бюджета на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. Накануне документ был утвержден коллегией администрации. Глава Самары уже назвал его "бюджетом жесточайшей экономии". К тому же, неоднозначным в нем оказался механизм выделения средств на благоустройство города.
Ключевые особенности
Администрация областного центра завершила работу над проектом бюжета на следующие годы и передает эстафету коллегам из городской думы. В начале октября проект также прошел публичные слушания, где вызвал большое число вопросов.
Действительно, новый проект бюджета имеет ряд существенных отличий от предыдущих. Во-первых, администрация Самары впервые прибегла к перспективному планированию бюджета на три года вперед. Это вызвало, в свою очередь, ряд ограничений, в частности, по размеру дефицита. Так, для того, чтобы не превысить к 2015 г. предельные значения муниципального долга, бюджет 2013 г. впервые сформирован, исходя из дефицита в 2%.
Другое важное отличие проекта бюджета следующих лет — отсутствие финансирования сферы здравоохранения. Напомним, в соответствии с изменениями закона эти функции переданы в ведение органов госвласти региона.
Кроме того, в бюджете прогнозного периода будут сокращены расходы на содержание органов МСУ и проиндексированы расходы на коммунальные услуги учреждений бюджетной сферы. Изменится и механизм выделения средств на благоустройство города.
Зато по-прежнему бюджет Самары будет иметь социальную направленность. Так, наибольший удельный вес в расходах бюджета 2013 года составит финансирование отраслей образования, благоустройства, ЖКХ и национальной экономики. К примеру, бюджет самого финансовоемкого распорядителя средств, департамента образования, определен в размере 4,74 млрд руб. при общем объеме расходов 14,31 млрд руб. Доходы бюджета составят 14,036 млрд руб.
Глава Самары Дмитрий Азаров подчеркнул, что при сохранении такой социальной направленности бюджет следующего года – это бюджет жесточайшей экономии. "Это не значит, что мы будем меньше делать для города. Резервы нужно искать внутри департаментов, - заявил мэр. - В следующем году нас ждет сокращение расходов на управление, оптимизация численности муниципальных служащих. Другим резервом бюджета является оптимизация проектов и смет. Не каждое проектное решение оптимально, нередко они ведут к явному удорожанию". Руководитель департамента финансов Самары Андрей Прямилов подчеркнул, что Самара будет "экономить на всем, кроме зарплат бюджетников".
Точечное благоустройство
Одним из департаментов, финансирование которого в следующем году будет уменьшено, станет департамент благоустройства. Впервые об этом было официально заявлено на публичных слушаниях проекта бюджета 8 октября. В распоряжение департамента будет предоставлено 2,461 млрд руб., что на 17% меньше, чем в 2012 г.
На слушаниях заместитель руководителя департамента благоустройства Роза Насырова заявляла, что сокращение расходов "вызвано ограниченными возможностями бюджета". Так, из этой суммы 797 млн руб. планируется направить на содержание дорог и элементов благоустройства, что на 4% ниже показателей 2012 г. На ремонт дорог же предусмотрено 440 млн руб., что меньше расходов 2012 г. на 24%.
Сократится финансирование и других направлений. К примеру, на уличное освещение будет направлено 190 млн руб. что на 9% меньше показателей 2012 г., на озеленение поступит 229 млн руб., что меньше уровня нынешнего года на 10%. Однако, первый вице-мэр Самары Виктор Кудряшов опроверг утверждение о сокращении финансирования сферы благоустройства. "Не нужно забывать, что часть функций по благоустройству вместе с их финансированием будет передана в районы города, в целом же финансирование отрасли не сокращается", - заявил он.
Действительно, в 2013 г. впервые планируется передать часть функций по благоустройству территорий районов в введение их администраций. Как гласит пояснительная записка к проекту бюджета, это делается "в целях наиболее оперативного решения вопросов и эффективного использования бюджетных средств".
"Средства на благоустройство, хотя и не по всем статьям, будут направлены в районные администрации. Это некий эксперимент, который мы решили провести, опираясь на опыт других российских городов, - пояснил Волга Ньюс новый подход Андрей Прямилов. - В 2013 г. мы оценим, как будет работать эта схема, и решим, стоит ли ее оставить и в дальнейшем".
"Это значительный и своевременный шаг. Рано или поздно нужно было прийти к этому, - уверен председатель комитета по бюджету и налогам Самарской городской думы Михаил Куцев. - У глав районов есть статус, но они как генералы без войска. На месте любой аварии они могут только посочувствовать. Для возможности оперативного решения таких вопросов у главы должны быть средства".
Однако, некоторые депутаты, которые уже успели познакомиться с проектом бюджета, отмечают, что средства на администрации районов документом не предусмотрены. "В проекте четко видно, что такого получателя средств, как администрация района, нет. Подождем, может быть, произойдут изменения", - отмечает Сергей Арсентьев.
Глава Ленинского района Сергей Семченко также заявил Волга Ньюс, что окончательно решение по выделению средств администрациям районов еще не принято. "Пока это находится на стадии обсуждения, взвешиваются все "за" и "против". И остаются юридические вопросы, как правильно "провести" эти деньги в бюжете", - пояснил он.
Сергей Семченко также подчеркнул, что речь идет о финансировании содержания только "незакрепленных" территорий. "В 2012 году они убирались на договорной основе, но не всегда достаточно часто. Стоит задача сделать так, чтобы в каждом районе не осталось ни одной бесхозной территории, - отметил он. - Хотя средства, которые планируется направить районам для этой работы, нельзя считать достаточными, но мы живем в рамках того, что имеем".