Ассоциация мясной и перерабатывающей промышленности Самарской области предлагает объединить усилия всех участников производственной цепочки
В начале прошлого года в Самарской губернии по инициативе министерства сельского хозяйства и ряда крупнейших мясоперерабатывающих предприятий региона была создана Ассоциация мясной и перерабатывающей промышленности (АМПП) Самарской области. С момента создания Ассоциация активно подключилась к работе областного правительства по развитию агропромышленного комплекса региона. Над какими задачами работает Ассоциация, к чему стремится? На эти вопросы отвечает заместитель председателя АМПП Самарской области Андрей Звягинцев.
- Какие цели ставила перед собой Ассоциация мясной и перерабатывающей
промышленности Самарской области в момент своего создания? Какова основная цель
появления этой организации?
- Сельское хозяйство на сегодняшний день является одной из приоритетных
отраслей Самарской области, в него направляются крупные инвестиции, по итогам
2013 года 92% хозяйств нашей губернии стали рентабельными. Так что у наших
аграриев, конечно, есть законные поводы для оптимизма. Но существует в АПК
губернии и ряд проблем, которые просто необходимо решить для дальнейшего
эффективного развития. Как, например, отметил губернатор Самарской области
Николай Меркушкин на «Неделе мирового агробизнеса в Самаре», острый дефицит
кадров в сельском хозяйстве и отсутствие модернизации оборудования приводят к
тому, что ощутимая доля производственного сырья отдается на переработку в
другие регионы. В то же время многие местные переработчики сельхозпродукции
вынуждены ввозить сырье из других регионов или из-за рубежа. Причем очевидно, и
тем и другим нужно налаживать постоянные и взаимовыгодные связи внутри своего
региона, создавать единый кластер производства и сбыта сельхозпродукции.
- Какое же решение предлагается АМПП?
- Мы видим решение этой и ряда других проблем в организации бизнес-цепочки, в
которой взаимовыгодно объединены все участники процесса производства мясной
продукции начиная с поставки племенных животных и системы откорма скота и
заканчивая продажей готовой продукции покупателю. Задача АМПП - организовать
такую систему отношений, при которой все участники цепочки -
животноводческие комплексы, хозяйства и фермеры, мясопереработчики, трейдеры -
работают по общему плану в рамках единой системы стандартов. И выполняется эта
работа каждым участником рынка в рамках долгосрочных контрактов со своими
потребителями и поставщиками, с четким соблюдением условий контрактов с точки
зрения сроков, количества и качества. Причем с максимальным вниманием к
интересам своего потребителя. На цивилизованном свободном рынке крайне редко
бывает так, что производитель может навязывать свои условия потребителям -
слишком жесткая конкуренция, слишком много предложений, бизнес, который не
прислушивается к покупателям, разорится за считанные месяцы. Поэтому вся
цепочка изначально должна быть ориентирована на конечного покупателя, он
определяет все! Покупатель диктует условия трейдерам, трейдеры -
мясопереработчикам и так далее по всем звеньям.
Преимущества такой системы очевидны. Во-первых, на рынок поставляется товар,
полностью соответствующий требованиям потребителей к ассортименту, объемам,
качеству и ценам. Таким образом, местные аграрии при условии совместной работы
в рамках ассоциации получают конкурентные преимущества перед внешними
участниками рынка уже на первом этапе, ведь внешним крупным игрокам к условиям
региональных рынков подстроиться значительно сложнее - чем крупнее
производитель, тем он менее гибок и чувствителен к местным особенностям.
Во-вторых, система долгосрочных контрактов позволит производителям
сельхозсырья прогнозировать свои показатели прибыли, строить долговременные
финансовые планы. А значит, иметь возможность обоснованно кредитоваться под эти
контракты и финансовые показатели, брать оборудование в лизинг, что дает
возможность полноценно и планомерно модернизировать производство и повышать
эффективность. В-третьих, кооперация и объединение интересов в рамках
ассоциации позволит из разрозненных небольших участников рынка создать крупного
игрока. Это, кстати, одна из наиболее актуальных и важных причин для
объединения. Мы встречались с фермерами-животноводами из разных районов и
практически на каждой встрече всплывали вопросы о том, что с их оборотами
невозможно получить приемлемый уровень цен и условия от поставщиков. А за счет
объединения финансовых потоков и единой системы заказа через управляющую
компанию в рамках АМПП можно добиваться специальных условий и наиболее выгодных
цен на те же комбикорма, сельхозтехнику и многое другое. Договариваться с
поставщиками, например, об особом составе кормов, наиболее соответствующих
местным условиям и потребностям фермеров и хозяйств. Фактически, мы получаем
для каждого участника АМПП возможности крупного бизнеса и не теряем гибкости
малого.
- Расскажите подробнее о концепции трех «К», которая сегодня появляется на
слуху в связи с деятельностью ассоциации. В чем ее основной смысл?
- Мы разрабатывали стратегию АМПП для решения серьезных проблем в региональном
АПК и в частности в животноводстве. Ведь производство качественного сырья для
мясоперерабатывающих предприятий на местном уровне - это ключ к решению всех
остальных проблем. Как сформулировал это председатель АМПП Олег Кузичкин: «Само
животноводство в нашем регионе не может развиваться без трех «К» -
коммуникации, квалификации и капитала». Это «три кита», на которые опирается
стратегия нашей ассоциации.
Правительство губернии уже инвестировало в самарский АПК в этом году 770 млн
рублей, которые пойдут на развитие и модернизацию сельхозпредприятий
губернии. Однако для того, чтобы кардинально изменить ситуацию, помимо
инвестиций необходимо также защитить интересы местных сельхозпроизводителей и
переработчиков на законодательном уровне, обеспечить хозяйства и предприятия
АПК квалифицированными кадрами и создать доступные каналы коммуникации между
всеми участниками рынка сельхозпродукции. Решение этих задач предлагает наша
ассоциация.
- Насколько серьезно сегодня стоит вопрос с кадрами в АПК? Что предлагается
для решения данной проблемы?
- В Самарской губернии уже есть положительный опыт стратегического
сотрудничества одного из участников АМПП, группы компаний «Фабрика качества», с
губернской сельскохозяйственной академией, которая готовит специалистов
требуемого уровня под кадровые потребности компании. Однако процесс подготовки
молодых аграриев будет более эффективным, если учебные заведения будут иметь
дело не с одним предприятием, а с несколькими, объединенными задачами и
стандартами ассоциации. В результате это и набор полноценных групп
студентов, и выработанная под конкретный заказ сфокусированная учебная
программа, и гарантированные стажировки с последующим трудоустройством
учащихся. Вся советская система профессионального образования и планирования
кадров была построена на этом, я думаю, что если эта технология была
эффективной, ее нужно возрождать и активно продвигать.
- Наверное, стоит заниматься не только начальной подготовкой специалистов. В
сегодняшнем стремительно меняющемся мире немаловажный момент - это
переподготовка кадров и повышение квалификации действующих специалистов. Что вы
можете сказать по этому поводу?
- Переподготовка и повышение квалификации тех, кто уже активно работает в сфере
производства сельскохозяйственной продукции - чрезвычайно важный момент. Фермер
или руководитель небольшого животноводческого хозяйства вряд ли сможет
пригласить серьезных специалистов, экспертов и преподавателей для обучения
персонала. Поездка на семинар или стажировку в Европу, чтобы получить передовой
мировой опыт, тоже большинству региональных аграриев не по силам. Однако в
рамках АМПП все это выполнимо. Сейчас формируется план обучающих семинаров и
конференций, обсуждается ряд предложений по совместной деятельности в
этом направлении с министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской
области, с руководством сельскохозяйственной академии.
- Одно из трех «К» расшифровывается как коммуникации. Что скрывается за этим
термином? Какой смысл вкладывает ассоциация в это?
- Сегодня большинство наших аграриев, в частности, фермеры, находятся в
своего рода изоляции, в информационном вакууме. Зачастую они не знают, где,
кому и по каким ценам продавать свою продукцию, что лучше производить, какие
программы господдержки существуют и как эту поддержку можно получить.
Поэтому часто становятся жертвами мошенников, теряют деньги и
возможности, связываясь с перекупщиками. Мы в ассоциации понимаем, что
эффективная система коммуникации выгодна всем, поэтому мы создали удобную
площадку для взаимодействия всех участников рынка сельхозпродукции в самом
доступном канале коммуникации - в Интернете. Это сайт ассоциации.
- Какие задачи можно будет решать с его помощью?
- С его помощью, во-первых, будет осуществляться информирование участников
самарского АПК, причем и крупных сельхозкомплексов, и совсем небольших
хозяйств, и даже частников, о программах государственной поддержки доступным
языком, с примерами, объяснениями и четкой последовательностью действий,
необходимых, чтобы эту поддержку получить. Во-вторых, через систему
электронных досок объявлений на сайте сельчане смогут покупать и продавать
товары соответствующей направленности, а для оптовиков и крупных поставщиков на
сайте будет работать интернет-биржа. В-третьих, там будут публиковаться все
главные новости регионального АПК, прогнозы, исследования рынка, мониторинг
цен, юридическая помощь, информация о кредитных, лизинговых и страховых
программах для сельчан и многое другое.
Мы рассчитываем, что сайт АМПП станет площадкой для общения участников АПК,
позволит формировать общественное мнение, доносить до людей в простой форме
важную, но достаточно сложную для понимания информацию, выведет взаимодействие
участников рынка на принципиально иной уровень, создаст для сельчан новые рынки
сбыта.
- Как выстраивается работа ассоциации с законодателями? Не секрет, что от их
работы и взаимодействия с профильными специалистами во многом будет зависеть
темп развития отрасли.
- АМПП инициировала принятие нескольких законопроектов на региональном и
федеральном уровнях. Для защиты интересов местных сельхозпроизводителей и
переработчиков нами было внесено предложение в региональный парламент принять
закон «О продовольственной безопасности Самарской области». Для чего это нужно
ассоциации? Все это укладывается в те же рамки стратегии АМПП - достижение
преимуществ перед крупнейшими зарубежными игроками рынка за счет объединения
интересов и ресурсов региональных участников АПК.
В рамках единой системы отношений мы сможем полностью контролировать качество
продукции, поступающей потребителям, причем этот процесс будет абсолютно
прозрачным и для контролирующих органов, и для потребителей. Законодательная
поддержка местного производства сегодня - это безопасная качественная
продукция для жителей Самарской области, увеличение налоговых поступлений в
местный бюджет, создание рабочих мест, это здоровая экономика и развитие
региона.
- Расскажите подробнее о разработанных ассоциацией законопроектах для сферы
АПК. Насколько они облегчат жизнь работников села?
- У нас уже есть доктрина продовольственной безопасности, принятая
правительством РФ. Однако субъектам даны полномочия регулировать правовые
вопросы, связанные с региональным аспектом данной проблемы. Областной закон
будет не только стимулировать конкурентоспособность местных производителей, но
и позволит лучшим из них участвовать в формировании продовольственного запаса
области. Мы обсуждали проект с членами АМПП и пришли к выводу, что региону
нужна собственная доктрина, декларирующая принципы политики государства на
уровне субъекта, нужны свои контрольные точки оценки.
Вторая инициатива АМПП - проект федерального закона «О развитии
экологического сельского хозяйства». Цель закона - стимулировать производство
чистых, гарантированно безопасных, свободных от ГМО товаров. Также наша
ассоциация разработала предложения и замечания к федеральному закону о
маркировке продуктов с использованием ГМО и ГМП. Соответствующий проект стоит в
повестке дня весенней сессии Государ-ственной думы.
Если наши законотворческие инициативы будут приняты и воплощены в жизнь, это
создаст благоприятную правовую основу для развития всего регионального
АПК.
Таким образом, решая задачи в одном секторе АПК - в животноводстве и
мясоперерабатывающей промышленности, ассоциация своей деятельностью
способствует оздоровлению всего регионального сельского хозяйства. Именно
поэтому наши инициативы поддерживаются и губернатором, и министерством
сельского хозяйства и продовольствия Самарской области. Работая вместе, мы
выведем самарский АПК на такой уровень, где он сможет на равных конкурировать с
федеральными и международными игроками рынка.