Быть или не быть разделению высшего образования?
Высшую школу разделят на два уровня. Сегодня на пленарном заседании в Госдуме депутаты рассмотрят в первом чтении законопроект, направленный на совершенствование системы отечественного образования в вузах. Согласно разработанному правительством документу, в России будет установлена двухуровневая система высшего образования по примеру многоуровневых образовательных систем в европейских странах. Первый уровень - это бакалавриат, который за 3-4 года подготовит квалифицированных рядовых сотрудников на исполнительские должности в производственной или социально-экономической сфере.
Второй уровень высшего образования - это магистратура или "специалитет". Программа подготовки специалиста займет 5 лет, их будут готовить к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы.
Бакалавров и магистров уже готовят некоторые российские вузы, но четкого разделения обучения и условия перехода с одного уровня на другой не определены. После принятия законопроекта это будут две самостоятельные структуры со своими образовательными стандартами, итоговой аттестацией, лицензиями и государственной аккредитацией. Правила приема в целом не будут существенно отличаться от тех, что существуют сейчас.
"Переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования должен способствовать повышению эффективности использования бюджетных средств, качества высшего образования, его востребованности экономикой и социальной сферой страны", - подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту. Планируется, что законопроект заработает с сентября этого года.
В Госдуме отмечают также, что ведение двухуровневой системы образования в России согласуется с обязательствами нашей страны по Болонской декларации. Напомним, что Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 году на конференции министров образования европейских стран. Это соглашение предусматривает формирование к 2010 году на территории 40 стран Европы единого образовательного пространства, которое предполагает взаимное признание дипломов вузов стран-участниц.
Свое мнение по поводу разделения высшей школы высказал
Владимир Ягодкин, председатель комитета по образованию Самарской Городской думы.
- Должна ли Россия участвовать в Болонском процессе? Безусловно. Стремиться к единому европейскому стандарту образования необходимо. Другой вопрос – готовы ли сегодня наши учебные заведения к таким преобразованиям. Совет ректоров должен определить, какие именно ВУЗы могут войти в Болонский процесс. Я считаю, двухуровневое образование не совсем подходит для технических и медицинских ВУЗов, так как инженеров и врачей нужно готовить в течение 5 лет на серьезной базе, и здесь разделение на бакалавров и магистров не даст того уровня образования.
Для того чтобы обучать студентов по двухуровневой системе высшего образования, учебным заведениям необходимо иметь соответствующую учебно-материальную базу. Это касается в целом всей системы образования – начиная от общеобразовательной школы и заканчивая высшими учебными заведениями. Вхождение всех скопом в Болонский процесс не даст сегодня тех результатов, которые хотелось бы получить. Национальный проект «Образование», на мой взгляд, это фиговый листочек, который чуть прикрывает проблемы образования, но не решает их в целом. Начинать нужно. В будущем российские студенты должны обучаться по европейской модели, но к этому преобразованию нужно подойти с умом и с крепким финансированием.
Резкую критику законопроекту дал Николай Мусаткин, профессор СГАУ, кандидат технических наук, вице-спикер Самарской Губернской думы.
- Я резко отрицательно отношусь к идее двухуровневого системы образования, которую хотят ввести в России. Это нарушение всех традиций отечественного образования, нарушение методологии подготовки специалистов высшей квалификации. И это может привести лишь к тому, что уровень подготовки снизится, и говорить о какой-то конкурентоспособности будет проблематично. Мы принимаем опять не самый хороший образец того, что есть за рубежом. Ибо даже зарубежные ведущие профессора Оксфорда и Кембриджа говорят, что универсальное образование всегда более эффективно, чем приземленное целевое образование. Все эти бакалавриаты и магистратуры - это образование за пределами ВУЗа. Такое разделение не только не нужно, оно вредно! Что же мы делаем? С одной стороны, говорим, что 170 млрд рублей даем на науку, а с другой – режем ее по живому, ведь магистратура, которая дает полное образование, будет платная!
Система разделения, которая уже принята сегодня в некоторых самарских ВУЗах, я считаю, не оправдала себя. Хорошие крепкие ВУЗы, которые ведут подготовку студентов в непрерывном процессе, доказали, что традиционная система дает стране настоящих специалистов, и именно ее нужно развивать. По моему мнению, при том раскладе сил, который есть сегодня в Госдуме, законопроект будет принят. Но ничего хорошего нашей системе образования от него ждать не стоит. Как и от других нововведений – например, ЕГЭ. Эти экзамены дают голые знания, но мыслить они не учат, отойти от шаблона не могут. Те экзамены, которые сдавали мы когда-то, давали возможность думать – и в этом было главное преимущество отечественного образования.
• Обсудить в форуме РИА Самара »