Владимир Артяков: «Проблемы, связанные с последствиями мирового финансового кризиса, одинаковы для всех регионов Приволжского федерального округа»
Как жить дальше
Мировой финансовый кризис, зародившийся в банковской системе Америки и Европы, ударил и по финансовой сфере России, находящейся еще в стадии развития. Как следствие, в стране возник дефицит доступных кредитных ресурсов, из-за чего многие предприятия вынуждены были сократить объемы производства, свернуть инвестиционные программы и сократить количество занятых.
В регионах постоянно отслеживают меняющуюся ситуацию и еженедельно предоставляют информацию полномочному представителю Президента РФ в ПФО. На основе этих фактов был подготовлен доклад, который вчера озвучил в Уфе на заседании Совета заместитель полпреда в ПФО Алексей Кубрин. Предваряя это выступление, сам полномочный представитель президента Григорий Рапота подчеркнул, что анализ вместе с предложениями будет направлен в высшие органы федеральной власти.
А потому присутствующим руководителям субъектов Федерации и представителям региональных общественных палат было предложено принять активное участие в обсуждении сложившейся обстановки, чтобы выработать общее мнение. Григорий Рапота предостерег коллег: «Не надо сгущать краски, но и приукрашивать ситуацию тоже не стоит. Надо обрисовать реальное положение дел. Но самое главное - должны прозвучать наши идеи и предложения относительно того, как нам работать дальше».
Самарскую область на Совете представляли губернатор Владимир Артяков, президент АВТОВАЗа Борис Алешин, председатель Самарской Губернской Думы Виктор Сазонов и председатель региональной общественной палаты Виктор Сойфер.
Поддержка «кровеносной системы»
На изменения в экономике российские власти отреагировали достаточно энергично: сразу же был разработан комплекс мер по противодействию финансовому кризису и борьбе с его последствиями. Чтобы поддержать банковскую систему, на пополнение капиталов банков заложили 950 млрд. рублей субординированных кредитов. В том числе Сбербанку досталось 500 млрд. рублей, ВТБ — 200 млрд, Россельхозбанку — 25 млрд, и другим банкам — 225 млрд. рублей, при условии привлечения эквивалентного софинансирования их акционерами. Кроме того, Правительство РФ и Центробанк снизили нормативы обязательных резервов (в результате чего было высвобождено около 380 млрд. рублей), смягчили условия кредитования с использованием отдельных видов залога, повысили страховую сумму по банковским вкладам для населения с 400 до 700 тысяч рублей. Было принято решение и о предоставлении Банком России беззалоговых кредитов частным банкам.
«Мы обратились в Правительство РФ и во Внешэкономбанк для того, чтобы в регионах были определены банки-операторы, через которые можно было бы получать денежные ресурсы по низким ставкам, - отмечал губернатор Самарской области Владимир Артяков. - Эти средства впоследствии можно будет использовать как на потребительском рынке, так и в реальном секторе промышленного производства».
Все эти меры позволяют банкам, в том числе и региональным, оставаться на плаву. Так, в Самарской области только один Юнитбанк не справился со своими кредитными обязательствами, и у него отозвали лицензию на осуществление банковских операций. А восемь самых крупных банков губернии, имеющие высокий рейтинг надежности, взяли в Центробанке беззалоговые кредиты на сумму 18,5 млрд. рублей. В их числе - «Солидарность», Первый объединенный банк, Газбанк и Русфинансбанк. Кроме того, из федерального бюджета было направлено более 12 млрд. рублей Поволжскому Сбербанку, половина этих средств поступила в Самарскую область.
В то же время, как отметил на совещании Алексей Кубрин, кредитование реального сектора экономики в ПФО пока крайне затруднено. В среднем объем кредитования снизился на 20%, а «условия кредитования становятся все более трудновыполнимыми». Многие предприятия получают отказы от большинства банков. «В целом ситуацию в этом секторе удовлетворительной признать мы не можем», - подытожил Кубрин.
Проблемы автопрома
Весьма серьезные последствия кризиса наблюдаются на автозаводах. Алексей Кубрин, в частности, сообщил, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло снижение производства легковых автомобилей на 30-40%, а грузовых автомашин и автобусов - на 10-15%. Автомобильная тема чрезвычайно волнует Самарский регион. Ведь АВТОВАЗ является не только градообразующим предприятием, но и одним из крупнейших налогоплательщиков губернии (в благоприятный период налоги предприятия составляли около трети областного бюджета). Не будет преувеличением сказать, что область ахнула, когда АВТОВАЗ объявил о приостановке конвейера с конца декабря до 2 февраля. Но еще больше все удивились 5 февраля: не успев открыться, завод снова встал. Стоит отметить, что в условиях кризиса приостановили конвейеры и другие автозаводы страны.
Поддержка автомобилестроения была названа в числе основных направлений антикризисных мероприятий Правительства России. Среди намеченных мер указаны, например, закупка отечественных автомобилей для государственных нужд на сумму 12,5 млрд. рублей, субсидирование процентных ставок по кредитам граждан на приобретение российских машин стоимостью до 350 тысяч рублей, повышение таможенных пошлин на иномарки и снижение тарифов на железнодорожные перевозки в Сибирь и на Дальний Восток.
В январе этого года ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «РЖД», и ОАО «РейлТрансАвто» подписали трехстороннее соглашение о развитии перевозок легковых автомобилей по железной дороге. Это возможность сэкономить на логистике и, значит, конкурентные преимущества на рынках отдаленных регионов.
Как отметил в своем докладе Алексей Кубрин, пока правительство осуществило только две меры – повысило таможенные пошлин на импортные авто и снизило тарифы на железнодорожные перевозки. «Насколько нам известно, Самарская область вышла в Правительство РФ с обращением, в котором предлагает свой механизм субсидирования процентных ставок по отечественным автомобилям, - заметил заместитель полпреда. - Но пока обратной связи мы не получили». Что касается госзакупки машин, то регионы направили в Министерство регионального развития России свои предложения.
Занятость прежде всего
Как отметил в своем докладе Алексей Кубрин, в целом по промышленности, по сравнению с другими направлениями, ситуация относительно стабильная. Упомянул и сферу строительства – в целом за 2008 год в ПФО она показала высокие результаты, но в конце года темпы строительства снизились, а стоимость жилья осталась практически на прежнем уровне. Беспокоит полпредство и ситуация с занятостью населения: к концу прошлого года численность безработных увеличилась на 25%. А задолженность по зарплате увеличилась на 75%.
Что касается Самарской области, то у нас ситуацию на рынке труда контролирует департамент занятости. В частности, он отслеживает возможное высвобождение рабочей силы и делает все возможное, чтобы люди, попавшие под сокращение, могли переквалифицироваться и устроиться на другую работу. Кроме того, в период кризиса начала работать горячая линия.
Справка
Самарская область действует по плану
21 ноября 2008 года Правительство Самарской области утвердило план действий по снижению негативного воздействия мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие региона. Документ предусматривает поддержку отраслей экономики и инвестиционной деятельности, развитие предпринимательства, оптимизацию бюджетных расходов, меры по стабилизации финансово-банковской системы, поддержку рынка труда и доходов населения, регулирование потребительского рынка и мероприятия в области информационной политики. Для каждой отрасли разработаны свои меры поддержки. Программа начала работать с декабря 2008 года и будет действовать на протяжении всего 2009 года. Как и предполагалось, в соответствии с результатами мониторинга в нее вносятся изменения.
Так, в декабре было принято решение о поддержке строительной отрасли путем выкупа квартир у инвесторов-застройщиков для использования в социальных программах региона.
Для анализа ситуации и реализации областной антикризисной программы правительством области также создана рабочая группа по мониторингу социально-экономической ситуации в условиях финансового кризиса и разработке антикризисных мер на местном уровне. Возглавляет ее вице-губернатор Александр Нефедов. В числе проблемных зон, над которыми взят контроль, — банковский сектор.
Также была разработана и внедрена система еженедельного мониторинга производственной и финансовой деятельности предприятий, областной банковской системы, вопросов занятости населения, состояния потребительского рынка. В соответствии с этими планами был создан перечень стратегических предприятий, испытывающих потребность в кредитных ресурсах.
Комментарий:
Григорий Рапота, полномочный представитель Президента РФ в ПФО:
- Сейчас трудно прогнозировать, когда наша страна оправится от последствий экономического кризиса. Вместе с тем, говорить о каких-то обвальных явлениях нельзя. Те меры, которые принимает Правительство Российской Федерации и руководство субъектов Приволжского федерального округа, позволяют стабилизировать ситуацию.
В ПФО основные проблемы связаны, конечно, с обрабатывающей промышленностью и механизмом кредитования. В сельском хозяйстве не так ощущается веяние кризиса: здесь очень неплохо работает Россельхозбанк, кредитные ресурсы к сельским производителям поступают, хотя, может быть, не в тех размерах и не всегда по тем ставкам, которые бы соответствовали экономике сельхозпроизводства.
Есть, конечно, вопросы, связанные с взаимоотношениями основных крупных заводов: в Приволжском федеральном округе сосредоточено 85% всей автомобильной промышленности страны. Существуют и вопросы технического характера по тем заводам, которые готовят комплектующие изделия.
Владимир Артяков, губернатор Самарской области:
- Проблемы, связанные с последствиями мирового финансового кризиса, одинаковы для всех регионов Приволжского федерального округа. Естественно, кто-то попал в более критическую ситуацию, у кого-то ситуация лучше.
На Совете мы обсуждали меры, которые сегодня предпринимаются на уровне федерального правительства, и проецировали их на Приволжский федеральный округ. И каждый регион сегодня предлагал свои решения. Не обошлось и без критики федерального уровня власти, поскольку понятно, что банковский сектор работает сегодня не настолько эффективно, и сегодня в реальный сектор экономики не всегда доходят средства, которые запланированы.
Много вопросов сегодня конкретизированы в части поддержки автопрома. Ряд предложений был включен в протокол решения Совета. Предложения будут реализовываться в ПФО и в каждом регионе отдельно.
Что касается автопрома, то основной производитель находится у нас в области – это АВТОВАЗ. И у нас в регионе более 300 предприятий завязано на заводе, многие регионы ПФО поставляют для него детали, комплектацию. И мы глубоко убеждены, что без четко выверенной федеральной поддержки заводу будет сложно выйти из кризисной ситуации. Только региональными мерами эту проблему не решить.
Виктор Сойфер, председатель общественной палаты Самарской области:
- То, что ситуация, связанная с финансовым кризисом, становится предметом открытого обсуждения с привлечением различных слоев общества, на мой взгляд, уже положительный фактор. Раньше кризисные события предпочитали замалчивать, вспомнить хотя бы советские времена. Но у областного правительства есть программа по снижению негативного воздействия мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие региона. И в рамках этой программы возможность высказаться есть и у общественной палаты Самарской области.
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »