Тархова просят урезонить недобросовестные управляющие компании
Глава Самары Виктор Тархов до сих пор не отреагировал на обращение ТОС «Струковский», направленное ему еще неделю назад. Мэру предложили оказать помощь в изменении условий типового договора, заключаемого между гражданами и управляющими компаниями. Не дожидаясь ответа от чиновников, самарцы пытаются способствовать повышению ответственности управляющих компаний.
Инициатором обращения к главе Самары Виктору Тархову стала председатель ТОС «Струковский» Надежда Курапова. По ее мнению, без доброй воли градоначальника переломить ситуацию в домах, где управляющие компании (УК) были назначены муниципалитетом, будет невозможно. Там же, где жильцы выбирали УК сами, инициатива должна исходить «снизу», и соответствующие обращения готовятся уже совместно с домкомами.
Инициаторы обращения уверены: изменить условия договоров с УК необходимо, чтобы у жителей была возможность контролировать действия управляющей компании и иметь представление, как расходуются деньги, которые они платят за услуги ЖКХ.
Считаем счета
Изменения должны коснуться и содержания квитанций об оплате, в которых сегодня отсутствует подробная роспись услуг. «В них приведены крупные статьи, - объясняет Курапова, - такие как содержание жилья, текущий ремонт, внутридомовое и газовое оборудование, а также роспись по поставщикам коммунальных услуг: вода, тепло и т.д. Но, например, в такой пункт, как «содержание жилья», входит около десяти составляющих. Это и уборка территории, и вывоз мусора, и обслуживание лифтов, и электроснабжение мест общего пользования, и другое». Чтобы гражданин имел четкое представление, за что он платит и какие услуги получает за свои деньги, предложено если и не в самой квитанции, то в договоре расписать стоимость каждой из них. «Чтобы жильцы знали, что уборка территории стоит 2 рубля за кв. м, а дератизация - 20 копеек, - приводит Курапова наглядный пример. - И если при наличии в договоре этого пункта в доме появляются крысы, значит, управляющая компания не выполняет свои обязательства, и тогда нужно делать перерасчет».
Кроме того, предлагается отдельной строкой ввести плату за управление жилым фондом, а по окончании каждого месяца составлять акты. Если УК свои обязательства не выполнила, то и оплата ее работы должна быть снижена.
Покой им только снится
Спор жителей и представителей управляющих компаний о качестве предоставляемых услуг и их реальной стоимости - тема крайне острая. К примеру, только за 9 месяцев текущего года в управление Роспотребнадзора по Самарской области с подобными жалобами обратились 285 человек.
В областную государственную жилищную инспекцию за 9 месяцев текущего года поступило чуть более 6 тысяч обращений. Из них львиная доля (91%) связана с нарушением правил и норм эксплуатации жилья, 6% - с нарушениями правил пользования жилыми помещениями, а 3% - с некачественным предоставлением коммунальных услуг. В инспекции отмечают, что количество обращений неуклонно растет. За аналогичный период прошлого года их было почти на 2 тысячи меньше.
Управдом - друг человека
В самих управляющих компаниях суть проблемы не видят. «Обращения граждан вызваны тем, что они не осведомлены и не понимают, за что платят деньги, - рассказала «ВК» финансовый директор ООО «Жилкомсервис» Людмила Конарева. - Хотя на самом деле схема оплаты коммунальных услуг вполне прозрачна. Ежегодно мы представляем подробный отчет о расходовании средств, а также готовы ознакомить жильцов со всеми бумагами по их первому требованию».
По мнению коммунальщиков выходит, что количество обращений в различные надзорные органы увеличивается исключительно из-за неосведомленности граждан. Но большинство экспертов принимают сторону жильцов. В частности, председатель рабочей группы по реформированию ЖКХ при правительстве Самарской области Виктор Часовских, также, как и Надежда Курапова, считает, что за деятельностью управляющих компаний необходимо установить общественный контроль. «Проблема в том, что в Самаре отсутствует положение о домовых комитетах, - объясняет он. - А это единственный возможный способ контролировать расходы на услуги ЖКХ. В идеале председатель такого комитета должен входить в комиссию по приему выполненных работ и сообщать остальным жителям дома обо всех расходах. А в случае несоответствия требовать перерасчета».
Эта инициатива самими УК воспринимается в штыки. Например, вечером в понедельник на отчетной конференции ТОС «Струковский» руководитель МП «Коммунальник» Ренат Сайфутдинов отметил, что успел ознакомиться с проектом нового договора между жителями и УК, где прописана такая форма управления, как домовой комитет. Но заявил, что «юридически ни домкомы, ни старшие по домам в Жилищном кодексе не прописаны», а потому управляющие компании не намерены с ними взаимодействовать. «Мы не должны отчитываться за потраченные нами деньги, - категорично добавил Сайфутдинов. - Мы отчитаемся об объемах выполненных работ, но не перед домкомами, а перед общим собранием жильцов».
Спасение утопающих...
А пока домовых комитетов юридически не существует, жильцам, желающим знать, на что тратятся их деньги, остается уповать лишь на самих себя. Виктор Часовских предлагает предпринять следующие действия. В первую очередь необходимо обратиться в управляющую компанию с просьбой предоставить подробный отчет о расходовании средств. Если его не предоставляют, нужно отправиться в комиссию при муниципалитете, которая отслеживает работу УК. Когда и это не приведет к результату, нужно обращаться в надзорные органы. Последняя инстанция, где можно искать защиты своих интересов, - суд.
В любом случае, стоит реально взглянуть на собственные расходы по оплате ЖКХ. В квитанции указаны две графы: плата за коммунальные услуги и плата за обслуживание жилого фонда. Первая графа довольно прозрачна: тарифы на воду, тепло и подобные услуги устанавливаются муниципалитетом. И оплату легко проверить путем простейших подсчетов. А вот с обслуживанием жилищного фонда все гораздо сложнее. Ведь сюда входят ремонт, уборка, содержание лифтов и другие услуги. Но как рядовому гражданину узнать, сколько в прошлом месяце управляющая компания потратила, например, на лифт - пять рублей или десять? С этой задачей могут справиться домовые комитеты. По мнению экспертов, благодаря домкомам можно сократить расходы граждан на услуги ЖКХ.
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »