Антонина Зубкова: «Кризис в отношении поступления налогов оказался не таким глубоким»
.jpg)
В начале экономического кризиса аналитики давали самые неутешительные прогнозы относительно устойчивой финансовой деятельности предприятий-налогоплательщиков и соответственно пополняемости бюджетов всех уровней. В нашей губернии региональные и местные власти урезали финансовые возможности бюджетов примерно на 30 %. О том, какой объем налогов удалось собрать в 2009 году и в целом об итогах года, рассказала в интервью «ВК» заместитель руководителя управления ФНС России по Самарской области Антонина Зубкова.
- В каком объеме были собраны налоги в 2009 году? Сколько из этой суммы ушло федеральный бюджет, а сколько осталось на областном и муниципальном уровнях? Какие виды налогов сегодня являются основными источниками пополнения бюджета?
- Сейчас мы можем говорить только об отчетных цифрах по состоянию на 1 декабря 2009 года. Текущий год был наиболее сложным по сравнению с предыдущими годами. В то же время он не был провальным. Есть частичное снижение собираемости налогов по сравнению с соответствующими периодами прошлого года, но оно не столь значительное. Можно сказать, что за 11 месяцев этого года мы собрали 80% от прошлого года, при этом выполнение бюджетных назначений текущего года составило по федеральному бюджету — 103,1 %, по территориальному бюджету 94,7 %. С учетом объема налогов, поступивших от налогоплательщиков, стоящих на учете в межрегиональных инспекциях, мы собрали на 1 декабря 173,9 млрд рублей.
Если рассматривать налоговые поступления по видам бюджетов, то 38% остальные в региональный. По итогам 11 месяцев этого года первое место по объему собираемости занял НДС: его доля в общей сумме налоговых сборов составляет 18,5%. Второе место занял НДФЛ (15,6 %), третье - налог на добычу полезных ископаемых (12,6 %) и четвертое - налог на прибыль организаций (9,6%).
Если сравнивать долю этих налогов с поступлениями прошлого года, то значительное снижение произошло по налогу на прибыль организаций. Ситуация эта объяснима. Кризисные явления экономики, конечно же, сказались на хозяйственной деятельности наших налогоплательщиков. Увеличились убыточные предприятия, но не по количеству, а по сумме убытка. По итогам 11 месяцев, убыток, заявленный налогоплательщиками Самарской области, достиг 15 млрд рублей.
Но в целом я хочу сказать, что те прогнозные оценки, которые давались в начале кризиса, были более резкими. Кризис в отношении поступления налогов оказался не таким глубоким.
- Какие изменения в налоговом законодательстве произошли в 2009 году? Отметьте наиболее важные из них.
- Налоговое законодательство системно претерпевает изменения, и 2009 год не стал исключением. С 1 января 2009 года в Налоговый кодекс РФ было внесено значительное количество поправок по большинству налогов. Например, была снижена ставка по налогу на прибыль с 24% до 20%. И это, кстати, возвращаясь к первым вопросам, является некоторым объяснением падения поступления налога на прибыль.
С 1 января 2009 года были внесены изменения в части категории налогоплательщиков, которые не имеют права применять ЕНВД. К ним относятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников в которых за предшествующий календарный год составляет более 100 человек. Я думаю, это справедливо. Кроме того, с 1 января 2009 года организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, представляют налоговые декларации только по результатам налогового периода, а не каждый квартал. Также «упрощенцам» предоставлено право ежегодно изменять раннее выбранный объект налогообложения. По прежнему законодательству они имели право сделать это не ранее чем раз в три года.
Что касается НДФЛ, то здесь был повышен размер вычета на ребенка с 600 до 1000 рублей. Кроме того, не облагается НДФЛ сумма оплаты работодателем за обучение работников. Еще одно важное изменение - увеличен размер имущественного налогового вычета при приобретении жилья с 1 млн рублей до 2 млн рублей.
В региональном законодательстве в 2009 году были отменены льготы в отношении бюджетных учреждений по налогу на имущество и транспортному налогу.
- До 2012 года планируется ввести налог на недвижимость. Что это будет за налог? В бюджет какого уровня он будет поступать?
- Налог на недвижимость, в принципе, уже заявлен в редакции Налогового кодекса как налог, который будет введен взамен налога на землю и налога на имущество физических лиц. Минфином вместе Минэкономразвитием и Минюстом был подготовлен график работ по принятию главы кодекса, регулирующей налогообложение недвижимости. Ставка налога планируется на уровне от 0,5% до 2% от рыночной стоимости объектов налогообложения, а установление конкретной ставки отдается на усмотрение региональных властей. Налог на недвижимость планируется к введению как местный налог. Этот налог может быть введен в тех регионах, где будет проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты их кадастровой оценки. Это произойдет ориентировочно с 2012 года, потому что бессмысленно вводить налог на недвижимость там, где еще не закончены работы по кадастровой оценке объектов недвижимости, от которой он и будет исчисляться.
- Сколько сегодня составляет долг физических и юридических лиц по налогам и сборам? Какая работа проводится с неплательщиками налогов? Представители каких видов бизнеса чаще всего уклоняются от уплаты налогов или задерживают выплаты?
- Здесь уместнее говорить не о сумме долга, а о проценте собираемости налогов. Он варьируется в разрезе муниципальных образований совершенно по разному: начиная от 60% и заканчивая стопроцентной собираемостью. Собираемость в том числе зависит от эффективности нашей работы. Юридические лица сегодня - это категория, которая наиболее управляема в этой ситуации. У нее есть расчетные счета, а у нас есть право принудительного взыскания. Что касается категории физических лиц, то она, конечно же, остается достаточно проблемной. Но не потому что эти лица не сознательны. Зачастую оказывается некорректной налогооблагаемая база, либо завышена кадастровая стоимость земли.
Я не буду называть общую сумму долга по налогам, потому что она сегодня еще не сформирована. Наибольший удельный вес в общей сумме задолженности по видам экономической деятельности у предприятий обрабатывающей отрасли в размере 25%, у предприятий строительной отрасли - 17% и у предприятий оптовой и розничной торговли - 17%.
В этом году требования об уплате налога нами направлены на сумму 21,6 млрд рублей. В результате мер принудительного взыскания за 11 месяцев 2009 года была погашена задолженность по налогам, пеням и штрафам на общую сумму 7,5 млрд рублей.
- Почему был подан иск о ликвидации фабрики «Россия»?
- В соответствии с требованием Гражданского кодекса предусмотрено, что если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. И если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, то общество подлежит ликвидации. Полномочия по контролю за стоимостью чистых активов предприятия возложены и на нас в том числе. У кондитерского объединения «Россия» стоимость чистых активов оказалась меньше стоимости уставного капитала. И по этому факту и было подано исковое заявление в суд о ликвидации.
Предприятие показывало убытки, начиная середины 2008 года. Налоговая нагрузка за первый квартал 2009 года - 0%, за первое полугодие 2009 года - 10%, за 9 месяцев 2009 года 8,1%. А средняя отраслевая нагрузка такого рода предприятий равна 15,7%. И начиная с первого полугодия 2008 года предприятие имело устойчивую тенденцию к увеличению убытка. По итогам 2008 года убыток в целях налогообложения увеличился в 3,7 раза. Тенденция к убыточности сохранялась и в отчетных периодах 2009 года. А по итогам работы за 9 месяцев, плательщик уже отчитался перед налоговой с прибылью, исчисленной в целях налогообложения. Причем прибыль резко увеличилась - в 78,2 раза. И уж надо ли увязывать или нет, но предприятие указало прибыль после подачи иска о ликвидации. В итоге 2 декабря мы отозвали исковое заявление, и сейчас дело судом прекращено.
- Предприятия Самарской области часто жалуются на то, что проверки налоговых органов участились. Это действительно так? Если да, то с чем это связано?
- Могу назвать сразу несколько цифр, которые, наверное, и будут достаточными для того, чтобы сделать вывод, что никакого учащения проверок нет. По статистике уровень охвата выездными мероприятиями, налоговыми проверками в развитых странах составляет 1,5% предприятий в год. По нашим прогнозным оценкам, в 2009 году в Самарской области уровень охвата будет равен 1,2%. В 2008 году мы провели чуть более 2000 проверок, а в этом году - 1800 проверок.
- Есть ли у вас что-то подобное «собственной службы безопасности», которая контролирует деятельность инспекторов во время выездных проверок?
- Да, мы контролируем эту деятельность. У нас есть телефоны горячей линии, у нас есть сайт управления, у нас есть почтовый ящик руководителя управления ФНС, куда любой налогоплательщик может сообщить любую информацию. И мы обязательно отрабатываем эту информацию и отвечаем налогоплательщику. Кроме того, есть соответствующие правоохранительные органы, который осуществляют контроль в том числе за работниками налоговых органов.
Если же налогоплательщику иногда удобнее кому-то заплатить, то это его личное дело. Не надо способствовать нарушениям, мы против этого. Кроме того, существующий порядок обжалования мероприятий налогового контроля позволяет налогоплательщику сначала на уровне инспекции подавать возражения по выездной или камеральной налоговой проверке. И как следующий шаг — на уровне управления ФНС РФ по области, где самым тщательным образом расцениваются правовые действия как налогоплательщика, так и налогового органа. Если говорить о службе собственной безопасности, у нас в структуре управления она имеется.
- Существуют ли уже прогнозы по сбору налогов в будущем году? Увеличится ли общая сумма налоговых поступлений по сравнению с этим годом?
- Я думаю, что та стабилизация рынка, экономики, «АвтоВАЗа» в частности, на который завязано очень много наших хозяйствующих субъектов, должна привести к тому, что мы соберем, по крайней мере, не меньше, чем в этом году. Прогнозы такого рода мы составляем, но пока есть прогноз только на первый квартал 2010 года. И по нашим расчетам в первом квартале объем собранных налогов будет не меньше, чем в четвертом квартале 2009 года.
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »