Лев Толстой с пяти лет
На этой неделе в «СамАрте» показали новый спектакль. С детства знакомые рассказы из «Азбуки» Льва Толстого перенесли на сцену петербургский режиссер Евгений Зимин и москвич Юрий Алесин. Игрой и фантазией молодые постановщики удачно завуалировали толстовскую дидактику. «Азбуку» в «СамАрте» можно смотреть с 5 лет.
Толстой пишет «Азбуку» и «Новую Азбуку» в начале 1870-х, к тому времени в Ясной Поляне работает народная школа и писатель известен как автор собственной педагогической теории, построенной на «свободе учащегося». Учить грамоте, по мнению Льва Николаевича, нужно тоже не так, как было принято в то время: не по звукам, а по слогам. С них и начинается «Азбука». Слоги сменяются фразами, им на смену приходят предложения, потом дети читают короткие рассказы и, наконец, длинные. Они вошли в канон детской литературы: «Филиппок», «Лев и собачка», «Прыжок», «Пожарные собаки», «Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза», «Куда девается вода из моря», «Девочка и грибы» - рассказы в жанре «были» с нравоучительным подтекстом.
В «СамАрте» их разыграли в принятой сегодня в хорошем детском театре игровой манере: когда что-то показывают на сцене, что-то просто рассказывают, при этом актеры не изображают из себя всерьез львов и собак (у постановщиков есть опыт и хорошая школа, Зимин - ученик Корогодского, с недавних пор - главный режиссер Екатеринбургского ТЮЗа, Алесин — режиссер Театра юных москвичей).
В прологе в малом зале с расставленными по нему огромными книгами и свисающими буквами дети (молодые актеры «СамАрта» Елена Голикова, Юлия Клюкина, Ольга Ламинская, Альмира Парпибоева, Марина Щетинина, Сергей Макаров, Олег Сенченко) встречаются со Львом Николаевичем. «Здравствуйте, великий русский писатель...» - утрированно-вежливо здоровается толпа, и снабженный накладной бородой Толстой (Роман Сидоренко) по толстенной «Азбуке» учит детей читать. От слогов быстро добираются до рассказов, «дети» разбегаются и начинают их играть. Не всегда словами, во многом звуками и пластикой.
Звонко пропевают гласные, речитативом повторяют слова: «шхуна-шаланда-шкипер-штиль» - и вот уже первый рассказ, о том, как обезьянка на корабле стащила шапочку с капитанского сына (актриса Парпибоева корчит рожи, убегая от наряженного в матроску актера Сенченко). Складывают из букв ноты, изображая из себя клавиши пианино (актриса Щетинина все время западает) — и под мелодию тапера в духе немого кино играют «Девочку и грибы». Девочка прячется под корзиной, фонарь сверкает на зрителей угрожающим светом паровоза (привет Люмьерам), но ребенок остается жив. Уф. Но тут же новая опасность — теперь уже для мальчика, который боялся грозы: потрясают набитым чем-то гремящим чемоданом с надписью «гроза», Олега Сенченко обступают, облепляют и щупают страшные ветки (руки актеров в белых перчатках — пожалуй, лучший пластический этюд спектакля). И так далее — еще несколько рассказов, еще несколько стоящих отдельного упоминания метафор (вроде клетки для чижа из спин и сплетенных рук актеров). Время от времени на сцене маячит почти настоящий Толстой (загримированный до портретной узнаваемости Денис Бокурадзе) — то обходчиком, то дворником.
А маленькие зрители с азартом визжат от ужаса перед грозой и в конце подползают к Толстому (тот читает вслух по «Азбуке») вместе с актерами. Значит, всё получилось.
Ближайшие спектакли — 29, 31 октября; 1, 3 ноября.
• Обсудить в форуме РИА Самара »
• Версия для печати »