Третий Ан-140 готов стать в строй. Губернатор Самарской области Николай Меркушкин неоднократно говорил о готовности оказать поддержку "Авиакору"

С аэродрома ОАО «Авиакор-Авиационный завод» поднялся в воздух еще один самолет самарского производства Ан-140. «Принимать» его пробный полет прибыли представители Военно-морского флота РФ. Вместе с ними за полетом машины наблюдали председатель совета директоров «Авиакора» Сергей Лихарев, замминистра промышленности и технологий Самарской области Олег Жадаев, председатель губернской думы Виктор Сазонов и заместитель главы Самары Юрий Ример. «На самолете сегодня обучаются пилоты – представители Военно-морского флота, - рассказал Сергей Лихарев. - Это третий самолет, который мы передаем в министерство обороны по существующему контракту на поставку 11 машин, и первый, который внутри Минобороны передается ВМФ». По словам Сергея Лихарева, заказчики остались самолетом довольны. «Сейчас мы решаем вопрос о полной программе обучения для пилотов ВМФ, - рассказал председатель совета директоров «Авиакора». - Военно-морской флот планирует заказать еще три машины в рамках нового контракта на постройку 15 машин для министерства обороны. Мы собираемся подписать его либо до конца этого года, либо в начале следующего».
Самолет будет передан в Гвардейскую Севастопольско-Берлинскую Краснознаменную авиационную базу ВМФ в Подмосковье.
Большие перспективы
Для «Авиакора» этот самолет - шестой во всей производственной программе
самолетов Ан-140: три - летают в авиакомпании «Якутия», три — уже переданы
Минобороны. «Спрос на эти самолеты растет, как мы и предсказывали, - рассказал
Сергей Лихарев. - Самолеты Ан-24 сейчас выводятся из эксплуатации, и заменить
их, по крайней мере госорганизациям, кроме как нашим самолетом, пока нечем». По
словам Сергея Лихарева, в настоящее время, общая потребность министерства
обороны РФ оценивается в 62 самолета такого класса. Кроме того, Ан-140
необходим и другим государственным заказчикам: ФСБ, по словам Сергея Лихарева
нуждается в 23 машинах, министерство внутренних дел - в 12 машинах, МЧС - в 11
самолетах, Роскосмос - в 10. «То есть в ближайшие 10 лет около 100 машин
потребуется для государственных организаций, - отметил Сергей Лихарев. - Также
есть спрос на самолет от коммерческих заказчиков». Однако с ними, по словам
председателя совета директоров завода, «Авиакору» работать тяжелее, поскольку
коммерческие заказчики привыкли к западному сервису и подходу производителей
конкурирующих самолетов. В частности, заказчикам требуется послепродажное
обслуживание Ан-140. Этот вопрос на «Авиакоре» сегодня также решают. Возможно,
в ближайшее время «Авиакор» создаст центр полномасштабного обслуживания Ан-140
на базе авиакомпании «Якутия». «В начале февраля у нас запланирована
конференция по созданию системы полномасштабного обслуживания самолетов Ан-140,
которая пройдет в Якутске», - рассказал Сергей Лихарев.
Программа развития
Как уже писала «ВК», на «Авиакоре» разработаны краткосрочная, среднесрочная и
долгосрочная программы оптимизации производства и отстройки самолета Ан-140 под
требования заказчиков. Сейчас завод выпускает два-три самолета в год, в 2013-м
«Авиакор» планирует выпустить шесть самолетов, а затем выйдет на производство
12-15 самолетов в год.
«Нам надо довести производство до уровня 12 машин в год в течение двух лет, -
заявил Сергей Лихарев. - Для этого мы будем реализовывать инвестиционную
программу в размере примерно 1,5 млрд рублей. Нам надо ее завершить в течение
2013 года, а также внедрить современные схемы повышения производительности
труда и эффективности, методы бережливого производства». Как ранее сообщал
Сергей Лихарев, в среднесрочной перспективе завод планирует снизить вес
самолета, повысить технологичность изготовления радиоузлов и гармонизировать
его с наи-более близким из семейства ОАК самолетом Ан-148.
Напомним, губернатор Самарской области Николай Меркушкин неоднократно говорил о
готовности оказать поддержку «Авиакору», в том числе в виде предоставления
гарантий на получение кредитов. Областные власти проявляют заинтересованность в
расширении производства на предприятии. «Если ранее в отношении Ан-140 и
легкомоторного самолета «Рысачок» было предвзятое мнение, то затем оно
изменилось, - отметил губернатор в одном из своих интервью. - Это произошло
после того, как Дмитрий Медведев поручил изучить эти самолеты. Самарские
специалисты убедительно продемонстрировали, что Ан-140 в ближайшие 10-15 лет
может решить очень многие проблемы как военной, так и гражданской авиации. На
этот самолет очень легко перейти с Ан-24, практически за неделю. Тогда как для
полетов на «Суперджет» необходимо учить пилотов минимум год».
Войдут в сроки
Сергей Лихарев подтвердил, что создание самолетов в рамках текущего контракта с
Минобороны идет медленнее, чем планировалось. Однако уже в будущем году
ситуация должна исправиться. «Опоздание по срокам есть, - пояснил Сергей
Лихарев. - Мы планировали сделать шесть машин в этом году, но смогли сделать
только две, плюс два самолета ТУ-154». По его словам, отставание от графика
производства Ан-140 частично связано именно с работой над ТУ-154. «Эта работа
заняла больше времени и сил, чем ожидалось, - посетовал председатель совета
директоров. - Со следующего года программу строительства новых самолетов ТУ-154
мы полностью завершаем, и они не будут у нас оттягивать силы. Поэтому программа
производства пяти, а, может быть, и шести самолетов Ан-140 в следующем году
вполне реалистична».
По словам Сергея Лихарева, Минобороны предъявляет «Авиакору» обоснованные
претензии, которые прописаны в контракте. «К сожалению, сейчас все авиастроение
в стране находится, мягко скажем, не в самом оптимальном состоянии. И мы все
наши проблемы будем активно решать», - замечает он.
«Мы будем вести переговоры с заказчиком и придем к оптимальному решению.
«Давление» с его стороны мы рассматриваем как совершенно позитивный фактор,
который побуждает нас быстрее реализовывать инвестиционную программу», -
добавил Сергей Лихарев.