Сделать стартовой
 
Самара, Форум РИА Смара Обсуждения, Новости, Комментарии, Вопросы и Ответы, Политика и Экономика

Новости / В регионе / Наука

11:38 07 августа 2008Автор: Юрий Кандауров, фото автора

Равиль Ахметов: «Наш коллектив готов к работе любой сложности»

Равиль Ахметов: «Наш коллектив готов к работе любой сложности»

Самарские космические ракеты, эксплуатирующиеся уже почти полвека, давно завоевали авторитет самых надёжных в мире. А каковы перспективы нашего ракетостроения? Об этом корреспондент агентства беседует с генеральным конструктором научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» Равилем Ахметовым.

- В 2009 году исполнится 50 лет эксплуатации носителей, изготавливаемых в Самаре. Скажите, пожалуйста, Равиль Нургалиевич, есть ли в мире аналоги подобного долголетия ракет космического назначения?

- Конечно, в мире таких аналогов нет. Весь мир идёт несколько по иному, так сказать, американизированному пути. Как поступают американцы? Есть задача, есть проект. Набирается коллектив под этот проект. Проект завершается, задача выполняется, контракты заканчиваются – коллектив распускается. Та же знаменитая ракета «Сатурн-5», ракета «Сатурн-1Б» и другие. Коллективы блестяще выполнили задачи, ничего не могу сказать, молодцы, слетали на Луну, высадились… А сейчас даже не могут найти чертежи конструкторской документации по «Сатурну-5». Кто там его делал и как делал? Здесь, конечно, есть и положительные, и отрицательные моменты. Положительное: старый коллектив распускается, создаётся новый под новую задачу, приходят люди, не обременённые прежними знаниями и опытом, молодые, приносят новые, иногда уникальные идеи. Получается хороший результат. По крайней мере, американцы пока впереди планеты всей в области космонавтики. А отрицательная сторона в том, что порой безвозвратно теряется опыт прошлого. И заново надо людей учить, заново шишки набивать…

А ракетостроение – консервативная отрасль. Здесь опыт значит очень многое. Космонавтика как таковая – там да, больше приветствуется новизна, а вот в ракетостроении, на мой взгляд, больше приветствуется опыт.

Поэтому у нас немало плюсов. Они в том, что ракета, которую мы эксплуатируем вот уже пятьдесят лет, это, понятно, бывшая знаменитая Р-7. Что является в ракетостроении показателем надёжности? Статистика запусков, статистика безаварийных пусков. Или, используя западную терминологию, - лётная квалификация носителя. Мы только что выполнили 1734-й пуск. В мире таких цифр нет даже близко: сотня в лучшем случае. Подавляющее большинство пусков у нас успешные. Аварии были, конечно, особенно на начальной стадии. Так что тут здоровый консерватизм только приветствуется.

- На это сложно что-либо возразить. Однако не так давно один западный специалист назвал наш носитель «Союз» «старой стиральной машиной». С одной стороны, я понимаю, это, видимо, от зависти, берущей начало от той самой надёжности. Но, с другой стороны, нет ли оснований говорить о том, что самую надёжную в мире «космическую лошадку» среднего класса  действительно пора отправлять на заслуженный отдых?

- Та «семёрка», которая была задумана Сергеем Павловичем Королёвым, и те «Союзы», которые сейчас летают – это совершенно разные ракеты. За полвека носитель прошёл девять модификаций в стенах нашего предприятия. Кроме внешних обводов боковых блоков и центрального блока ничего не осталось от ракеты Королёва. А так как обводы, аэродинамика, схема разделения и многое другое оказалось настолько простым и, главное, надёжным, то почему бы всё это не использовать и дальше? Тут существует правило: лучшее – враг хорошего.

А вот внутри ракета теперь совсем другая. Тем более, последняя модификация – ракета «Союз-2», которую мы делаем, ракета этапов 1А и 1Б. Это вообще полностью новый носитель.  Современный, с цифровой машиной, с цифровыми приборами – и управлением, и телеметрией, и так далее.

За это время были изменены двигатели, поменялись практически все системы. Более того, последний запуск, который мы делали для министерства обороны, это был запуск принципиально новой ракеты – «Союз-2-1Б» с новым головным обтекателем диаметром 4,11 метра и длиной 11,4 метра. Один внешний вид этого носителя  у всех, кто в ракетостроении что-нибудь понимает, вызывает изумление: как она может летать? Тем не менее, она прекрасно летает. Там стоят новые двигатели – и в центре, и по бокам. Новый двигатель на блоке «И» третьей ступени. Это блок вообще новый, он разработан в «ЦСКБ-Прогресс», нами изготовлен, собран и испытан, двигатель изготовлен в Воронеже, в КБХА. Так что, вообще, это уникальная ракета. Причём – полностью российского изготовления.

Новым носителям предстоит, мы полагаем, очень долгая жизнь. Потому что мы наработали программу, подписали её с Роскосмосом – о переводе носителя «Союз-2-1А» на пилотируемую программу вместо носителя «Союз-ФГ», который летает сейчас. Сначала мы адаптируем новый носитель, затем сделаем на нём  несколько пусков грузовых транспортных кораблей «Прогресс», а затем года через два отправим на орбиту пилотируемый корабль. Спешить здесь нельзя, нужна высокая надёжность и статистика нормальных полётов без экипажа. А ракета «Союз-2-1Б» в дальнейшем пойдёт под «Прогрессы». Это наши ближайшие перспективы.

- А более долгосрочные, к примеру, «Союз-2-3»?

- Эта ракета, скорее всего, будет использоваться для вывода в космос автоматических аппаратов. Однако с этой машиной есть проблема: мы никак не можем пробиться через непонимание некоторых чиновников. Речь идёт об использовании двигателей НК-33. У чиновников не укладывается в головах, что хранившиеся сорок лет двигатели можно поставить на ракету – и они будут работать. За этими людьми тянутся и некоторые технари, хотя многие авторитетные специалисты уже дали положительные заключения. И мы 2 июня продемонстрировали высоким гостям из столицы, в том числе военным, двигатель НК-33 в деле. Он проработал на стенде 266 секунд. Увиденное впечатлило гостей…

Поэтому так важно с «Союзом-2-3» пробить чиновничьи преграды. Конструкторская документация у нас на хорошей стадии разработки, мы готовы начать изготовление, прожиги, испытания. А по двигателям необходимо всю документацию привести в соответствие с современной нормативной базой – и у нас будет ещё одна новая ракета.

Чтобы приблизиться к «Союзу-2-3», мы собираемся реализовать проект лёгкой ракеты «Союз-1». Эта идея возникла чуть больше года назад. Она очень проста: убрать боковые блоки, поставить ракету на старт и запустить. Правда, в центре нужны двигатели НК-33, поскольку старые просто-напросто не потянут. Идею даже у нас сначала не восприняли. Но потом всё просчитали – оказалось, ракета будет летать. Самое главное здесь: полностью сохраняется старт. Это крайне важно, потому что старт стоит в сотни раз дороже, чем любая ракета. Таким образом, три старта на космодроме Плесецк и два на Байконуре можно использовать для пусков «Союзов-1» практически без модернизации. Носитель сможет выводить на разные орбиты груз от 1,5 до 3 тонн. Мы разработали эскизный проект на ракету, получили несколько замечаний на него, сейчас проводим доработки. Разослали документы в разные институты – отзывы, в основном, положительные. Полностью отрицательного нет ни одного.

- Значит, вы создали конкуренцию ракете лёгкого класса «Ангара»? А за проект «Ангара», как известно,  активно выступал ряд чиновников в Москве…

- «Ангара» очень дорогая ракета. Цена «Ангары» лёгкого класса и цена «Союза-1», как говорят в Одессе, две большие разницы. Поэтому мы позиционируем свою ракету, во-первых, как надёжную и летающую, во-вторых, дешёвую – она значительно дешевле «Ангары» и, в-третьих, о чём я только что сказал – можно использовать все имеющиеся старты, не строя новых.

Это понимают  и в Роскосмосе, и военные. Мы сейчас оттачиваем свои эскизы. И в сентябре готовы защищать полноразмерный эскизный проект. После начала финансирования уже через три или четыре года может состояться первый пуск «Союза-1». Примерно на то же время планируется запуск «Ангары». Только наша ракета во многом отработана и надёжна, а там будет лишь первый испытательный полёт…

- На последнем заседании коллегии Федерального космического агентства говорилось, в частности, о необходимости создания новой ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъёмности для запусков с космодрома Восточный. Его скоро начнут строить в Амурской области. Уже определены КБ и предприятие, где будет создаваться эта ракета?

- Формирование космодрома Восточный идёт уже более года. Россия должна иметь свой собственный космодром, с которого можно производить, в том числе, и запуски пилотируемых кораблей. Площадка выбрана. И стоит вопрос  предметный – о создании средств выведения для этого космодрома. Ведь космодром не делается просто так, а делается под какую-то ракету.

Кто может её построить? В настоящее время дискуссия повернулась в плоскость двигателя: открытого типа или закрытого, какая схема и так далее. Наше мнение: нельзя противопоставлять одну ракету другой, один двигатель другому. Все страны имеют по два, а то и по три типа как ракет, так и двигателей. В противном случае  вдруг что-то случится с носителем, он развалится на старте – и вся космическая программа этой страны закроется на долгое время. Не бывает так, чтобы не случалось аварий. И у нас они были, только их, к счастью, мало. Наши технологии отработаны десятилетиями, о чём мы с вами говорили в начале беседы.

Тем более, что ракета для Восточного должна быть, подчёркиваю, пилотируемая.  В этом году будет объявлен конкурс. И сейчас Роскосмос, все отраслевые институты, все организации определяют, куда двигаться. С тем, чтобы после завершения конкурса с его победителем подписать контракт – и вперёд, к новой ракете.

- За кем будет решающее слово в конкурсе?

- Это крайне трудно предполагать. Потому что здесь завязаны не только технические, но политические и серьёзные финансовые вопросы. Ведь не всё понятно и доступно нам, технарям. Но мы намерены биться за этот конкурс, намерены выиграть его, доказав, что то, что мы предлагаем для Восточного, и лучше, и надёжнее, и качественнее, и дешевле, и долговечнее.

- Пусть вам сопутствует успех в конкурсе. И пусть самарские ракеты ещё не один десяток лет выводят в космос «грузовики»,  автоматические аппараты и лаборатории, а главное, пилотируемые корабли.

- Спасибо за добрые слова. Пусть никто не сомневается: коллектив Центра «ЦСКБ-Прогресс» готов к работе любой сложности и любого масштаба.

Источник: РИА "Самара"

Обсудить в форуме РИА Самара »


Версия для печати »

Лента губернских новостей

13:11 Николай Меркушкин: "Тольятти ожидает второе рождение - в городе может появиться около 20 тыс. рабочих мест"

17:46 АО «Транснефтепродукт-Самара» завершило плановые ремонты на нефтепродуктопроводах и ЛПДС

11:41 Путешествие по Европе

20:00 Сопротивление изменениям в организации

13:17 Утвержден состав областного кабинета министров

09:02 В Самаре состоялось очередное заседание правительства региона

12:32 Николай Меркушкин: «Космодром «Восточный» имеет колоссальное значение для всей страны»

12:28 Николай Меркушкин и Максим Соколов приняли участие в слете бойцов стройотрядов транспортных вузов РФ

12:08 Глава региона провел рабочую встречу с послом Швеции

15:41 Николай Меркушкин и Максим Соколов открыли движение по Кировскому мосту

19:55 Николай Меркушкин выступил с рядом предложений на заседании президиума Госсовета под председательством Владимира Путина

17:16 Николай Меркушкин вошел в десятку самых влиятельных глав субъектов РФ

13:26 В столице обсудили подготовку к ЧМ-2018 по футболу

13:10 В Самаре показали передовые технологии станкостроения

10:17 Губернатор встретился с командующим войсками Центрального округа

10:13 Губерния выиграла конкурс РОСНАНО

10:04 «Мы должны уберечь наших граждан от этой беды»

12:18 Новый этап в развитии местного самоуправления

12:15 Расходование средств на подготовку к ЧМ-2018 возьмут под контроль

12:08 В Самарской области стартовал отопительный сезон

12:03 В муниципалитетах изучают новые земельные порядки

11:50 «Ладу Весту» будут производить на новом заводе в Казахстане

11:54 Будем с хлебом! А также с мясом, молоком, картофелем и яблоками

11:49 В Самарской области появятся восемь памятных дат

11:42 На рынках и в магазинах проверяют качество продуктов

11:33 Проект «На связи с губернатором» продолжается

19:15 Опыт Самарской области по развитию профобразования отметили на заседании совета ПФО

13:08 Николай Меркушкин: "Мы хотим, чтобы СамГТУ и дальше быстро двигался вперед"

19:49 Депутаты поддержали законопроект губернатора о порядке избрания главы Самары

16:10 Депутаты губдумы одобрили кандидатуры пяти вице-губернаторов, предложенных Николаем Меркушкиным

13:36 Машиностроители губернии принимают поздравления

16:49 Николай Меркушкин направил в Совет Федерации кандидатуру Дмитрия Азарова

12:02 Самарская губернская дума провела первое заседание осенней сессии

11:40 Николай Меркушкин: «Сделаю все, чтобы оправдать доверие людей»

15:02 Николай Меркушкин вступил в должность губернатора Самарской области

18:22 В Самарской области намолочено 2 млн тонн зерна

15:54 Участники совещания под председательством Сергея Иванова положительно оценили опыт региона по обучению русскому языку

19:32 Николай Меркушкин: "Сегодня состоялся очень важный для страны разговор"

17:34 Николай Меркушкин принял участие в заседании Госсовета в Кремле

11:41 В округе полным ходом идет подготовка к отопсезону

11:35 Владимир Путин: «Главный итог выборов - общество продемонстрировало свою сплоченность»

12:43 На предприятиях области придерживаются евростандарта

12:35 Молодых специалистов АПК поддержат

12:31 На переселение самарцев из лачуг выделят 446 млн рублей

12:21 Николай Меркушкин объединил жителей области

12:17 «Для региона важны лидерские качества Николая Меркушкина»

19:07 Вадим Михеев объявил Николая Меркушкина избранным губернатором

«РиаСамара» © Самара




Написать письмо в РИА Самара Печатная версия