Нина Шумкова: «Документальное кино – это исследование души»
Нина Шумкова - одна из первых самарских женщин-кинооператоров, режиссер-документалист и председатель самарского отделения Союза кинематографистов России. Больше всего она любит снимать фильмы-портреты о людях и как раз сейчас работает над киноисторией, рассказывающей о любви известного золотопромышленника Вадима Туманова.
Нина Шумкова родилась в селе Новый Буян и с детства знала, что будет работать в кино. «Мои папа и мама - фотографы, поэтому можно сказать, что выросла я в фотолаборатории. Фотографировать начала с шести лет, а с 13 лет уже работала в фотоателье – снимала на паспорт, делала портретные и семейные фото. Тогда я уже точно знала, что буду учиться во ВГИКе и снимать кино». После окончания школы Нина Алексеевна твердо решила поступать на операторский факультет, несмотря на то, что попасть на него было очень сложно. Она поступила с первого раза, набрав максимальное количество баллов.
Техника тогда была очень тяжелая и работа оператором считалась мужской, девушек на факультете было очень мало. Нина Шумкова была одной из первых женщин-кинооператоров. Коллеги говорят, что она отлично знает, что и как снимать, чувствует камеру, может работать в любом жанре. Главный редактор ОАО «Самарская студия кинохроники» Борис Кожин, который работал с Ниной Шумковой на протяжении многих лет, рассказывает: «На нее можно положиться в любой ситуации, она профессионал высокого класса, вызывает у своих героев безграничное доверие, умеет разговорить человека и очень легко сходится с людьми. К тому же она - бесстрашная женщина, может забраться на любую высоту, если это нужно для съемки, зайти в притон к наркоманам или бандитам. Да, у нее непростой характер и, как у любой женщины, есть свои слабости, но ей многое прощаешь за высочайшее мастерство».
Нина Алексеевна снимала документальные фильмы на Куйбышевском телевидении (ныне ГТРК «Самара». — Прим.ред.), работала на Куйбышевской студии кинохроники, а последние 20 лет возглавляет самарское отделение Союза кинематографистов России и продолжает делать фильмы, которых сняла уже несколько десятков. Тематика самая разная. Портреты интересных людей, воспоминания о войне, нравственные ценности.
Нина Алексеевна говорит, что она документалист старой школы. «В нас еще в годы учебы вдолбили, что документальное кино – это исследование души. И я всегда старалась приблизиться к этому в каждом фильме, насколько это было возможно. Я люблю снимать фильмы-портреты людей, а не кино, посвященное какой-то проблеме. Кто я такая, чтобы их решать? Я считаю: все, что происходит, послано свыше. События жизни нашей и страны – это последствия прежних поступков».
Рассказывая же языком кино о человеке, режиссер всегда стремится к объективности. «Я стараюсь показать людей с разных сторон через их поступки. Мысль, которую они сами не сумели выразить, передать за счет монтажа, музыки. Минус портретного кино – это текст за кадром. Если его много, значит, ты что-то не сумел передать картинкой, - считает Нина Шумкова. - Я стараюсь этого вообще избегать. Для фильмов я выбираю людей с необычной судьбой. Все, кого я когда-либо снимала, стали моими друзьями на всю жизнь».
Фильм, над которым Нина Алексеевна работает сейчас, рассказывает о истории любви известного золотопромышленника, близкого друга Владимира Высоцкого Вадима Туманова к своей жене Римме. «Материал уже снят, только руки пока не дошли смонтировать его. Надо сказать, что я приезжала к Вадиму совсем по другому поводу и не планировала снимать про него кино. Это произошло неожиданно для нас обоих. Он вдруг начал рассказывать о том, как познакомился с женой и полюбил ее, и внезапно предложил мне взять камеру и записать его на пленку. На широкую общественность он это никогда не выносил – запретная тема. Я не знаю, почему он решил со мной поделиться».
Жена Туманова умерла в позапрошлом году. «Они прожили вместе много лет, а познакомились, когда Вадим сидел в колонии по политической статье, - рассказывает Нина Алексеевна. – Его осудили на 25 лет. Во времена Сталина часто было, что людей забирали ни за что. Он работал на золотых приисках в Магадане и был у руководства колонии на особом положении - его артель давала много золота и гремела на весь Советский Союз. Когда ему было 26 лет, на Новый Год ему разрешили пойти в клуб на танцы. В доме культуре Вадим увидел девушку потрясающей красоты и влюбился с первого взгляда. У нее было много ухажеров, и все же он ухитрился протанцевать с ней весь вечер и проводить домой. Спустя год они поженились, потом родился сын. Римма много лет ждала освобождения Вадима из колонии, а всю оставшуюся жизнь они прожили душа в душу».