28 июля 2008 11:53
Автор: Игорь Кондратьев (г. Самара)
Глава 10 Секреты самарской торговли: от Берия до Горбачева
На торговый фронт
В Куйбышеве Владимира Березина пригласили на должность директора райпищеторга Пролетарского района (сейчас это часть Ленинского и Железнодорожного районов Самары). А до него здесь руководил Герой войны (в конце 1940-х годов ВКП(б) направила в торговые предприятия несколько тысяч коммунистов, прошедших фронт). Крепкий мужик, который на этой работе страшно пил. С утра он обходил в районе рюмочные, а потом, иногда на четвереньках, забирался по лестнице в свой кабинет, находившийся на втором этаже в доме в Одесском переулке (на первом этаже располагалась районная прокуратура). Там к вечеру отсыпался на кожаном диване, опохмелялся и шел домой. Когда Березин пришел к нему:
– Давай, дела сдавай!
Прежний руководитель возмутился:
- Какая еще там сдача?
Открыл ящик стола, а там – остатки воблы, засохшие куски хлеба, нашел печать – отдал:
- Пиши любой документ, я подпишу.
Торговля в середине 1950 годов в Куйбышеве была почти дикой. Директоров магазинов со специальным образованием не было - в лучшем случае 3 - 4 класса. Отчасти это объяснялось колоссальной кадровой зачисткой торговли, которую силовики провели накануне. С весны 1947 года из МВД, контролировавшегося Берией, Сталину шел поток донесений о все возрастающем количестве хищений и случаев взяточничества. Вождю докладывали, что только за январь-июль 1947 года возбуждено 1207 уголовных дел о взяточничестве, по которым проходило свыше 1600 человек. Далее статистика была еще более пугающей:
- В 1948 году органами МВД привлечено к уголовной ответственности за хищения 28.810 работников системы Министерства торговли и потребительской кооперации (на 10 255 человек больше, чем в 1947 году). О росте хищений в этих системах свидетельствуют также и данные Министерства торговли и Центросоюза о хищениях и растратах. ... В апреле и мае месяцах 1948 года МВД совместно с местными советскими и партийными органами была повсеместно проверена выборочным порядком правильность отпуска товаров и продуктов потребителям. Всего за обман потребителей органами МВД в 1948 году привлечено к ответственности 4929 человек...
Снова прошла чистка среди руководства «Ювелирторга» в Куйбышеве. На 10 лет была отправлена в места заключения одна из его руководителей Клавдия Колесова, работавшая в годы войны вместе с Виктором Зиборевым. У нее при обыске были обнаружены драгоценности на значительную сумму. Дело в том, что после войны на рынке Куйбышева появились еще ювелирные вещи, полученные в виде трофеев из оккупированных европейских стран. Колесова рассказывала следователям, что драгоценности оставила ей на хранение подруга, вышедшая во время войны в Куйбышеве замуж за иностранца и выехавшая за границу, но следствие было скорым и жестким.
В систему оборота золота были вовлечены и дантисты Куйбышева, которые работали с людьми, сдававшими золото. В СССР на медицину приходилось 3 процента от общего оборота золота.
ампания МВД имела политический оттенок, ее конечной целью было освобождение в марте 1948 года с поста министра торговли СССР, близкого к Микояну, Александра Любимова. Затем в результате компании чистки при новом министре Василии Жаворонкове, в 1950 - 1951 годах из торговли было уволено свыше 60 тысяч человек.
Однако и после чистки принципы, на которых была организована советская торговля, не изменились. По меркам тех годов даже руководителям торговли и ревизорам платили крайне мало. Жаворонков поднимал тему оплаты, но в 1953 году (после смерти Сталина) его перебросили на другую работу, а союзную торговлю впоследствии возглавил Дмитрий Павлов (один из организаторов «Дороги жизни» в блокадном Ленинграде, в 1943/46 гг. начальник Управления продовольственного снабжения Красной Армии, министр пищевой промышленности СССР, председатель Государственного комитета Совета министров СССР по снабжению продовольственными и промышленными товарами, автор книги «Ленинград в блокаде» http://www.blokada.otrok.ru/pavlov/index.htm).
Павлов был близок к Анастасу Микояну и тоже находился в зоне придворных интриг. В ноябре 1958 года его перебросили на руководство министерством торговли РСФСР, где он проработал до 1972 года.
Павлов был великолепным стратегом торговли, еще в начале 1980-х годов он говорил, что в будущем возникнет необходимость в строительстве торговых центров вблизи крупных городов. С увеличением продажи автомашин, число желающих выехать за город будет все больше и больше. И тогда загородные торговые центры станут такой же необходимостью, как и универсамы.
Переброска Павлова с союзного на республиканский уровень была связана, в том числе, с обстановкой в начавшей коммерсализироваться постсталинской Москве. В 1958 году в ЦК КПСС пришло письмо, авторы которого утверждали, что к Павлову втерся в доверие и стал вхож управляющий «Мосресторантрестом» Акопов Г. Х, который «берет крупные взятки с директоров ресторанов и продает должности «своим» людям. … Акопов получает от каждого директора ресторана «пошлину» в сумме от 5 до 10 тыс. рублей ежемесячно…».
Самого Павлова во взятках не обвиняли, но, скорее всего, именно с тех пор фронтовик отдавал так много сил российской глубинке, где в те годы степень человеческих отношений еще не измерялась денежным эквивалентом.
Отличился старый солдат и потом, когда уже на пенсии в конце 1970 гг., начал писать мемуары. Сусловский «Политиздат», куда он отдал рукопись, несколько раз возвращал автору материалы на доработку. Агитпропу из Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС не нравилось то, что Павлов слишком много внимания уделял «тревожному 1937 году» и своим встречам с видными партийными, государственными и военными деятелями тех лет.
Возвращение Микояна после смерти Сталина в орбиту большой политики способствовало тому, что к потребителям начали разворачиваться и новые лица в региональной власти. Так, назначенный в декабре 1955 года первым секретарем Чкаловского (Оренбургского) обкома партии Дмитрий Полянский свой первый неофициальный визит нанес в местный Гастроном. Увидел объявление: «Вермишель отпускается в тару покупателя». Оплатил в кассе килограмм и подал чек продавцу. Узнав, что в магазине, нет ни пакетов, ни упаковочной бумаги, попросил ссыпать вермишель в свою шляпу.
На следующий день в обкоме прошло расширенное заседание с директорами всех крупных гастрономов, складов и баз Чкалова, с заведующими отделов торговли на тему фасовочных материалов. Еще через день в магазинах Чкалова появилась и упаковочная бумага, и пакеты для расфасовки сыпучих товаров.
Последнюю точку в своих отношениях с Анастасом Микояном бывшее ведомство Лаврентия Берии поставило в 1978 году, уже после смерти бывшего наркома торговли СССР. Тогда все материалы к книгам Микояна и его рукописи изъяли сотрудники спецслужб.
(Продолжение следует)
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: