13 августа 2008 10:27
Автор: Игорь Кондратьев (г. Самара)
Глава 22 Секреты самарской торговли: от Берия до Горбачева
«Кисельные берега» (В авторской редакции)
Существует мнение, что советская торговля была построена на дефиците, заинтересована в дефиците и жить без дефицита не могла. Эта точка зрения получила жизнь еще в 1960 годы, когда на теме дефицита оттоптались все советские сатирики, для которых это была единственная легальная возможность заработать популярность и посмеяться над окружающей действительностью. Потом эту тему серьезно развила официальная коммунистическая пропаганда, для которой «отдельные недостатки» в системе советской торговли были единственной возможностью показать населению, что проблема товарного дефицита не заложена в самой системе социализма, а обусловлена «человеческим фактором». Некоторые партийные работники свято верили в то, что если в торговлю придет много честных коммунистов, то дефицита не будет. По сути дела, они были заложниками собственного пиара.
Между тем все было не совсем так. Советская торговля была не просто продажами, завязанными на сезонные спрос-предложение, а целой системой.
При желании и удачном стечении конъюнктуры она знала и как гасить дефицит. Особенно в секторе продовольственных товаров, которым уделялось большое внимание. Это было достаточно легко сделать волевым способом, когда власть находилась в одних руках. На какой-то период.
Со времен войны, когда в СССР были разрушены 196 сахарных заводов из 210, до 1960-х гг. в Куйбышеве большим дефицитом считался сахар. Хозяйки покупали его наволочками летом – осенью, в период дачных заготовок.
Потом область и город получили по заявке, подготовленной на Средней Волге, очень много кубинского сахара. Очень много. Колотого, пиленого и сахарного песка. Больше чем было указано в заявке. Куйбышев имел годовой фонд сахара 28 тысяч тонн, этот фонд уже выбрали, а он все продолжал поступать и поступать.
тандартный мешок сахарного песка весил 102 кг, колотого – 62 кг. Тысячи и тысячи мешков. И куда такую прорву девать?
В это время на Безымянке на Заводском шоссе строился завод кабелей связи. Возглавлял его Вадим Горбацевич. На этом заводе под оборудование был готов целый цех, а оборудования еще не поставили.
Вот этот цех и взяла торговля в аренду под хранение сахара. Организовала единых кладовщиков. Но там были железобетонные полы и не поддерживался нужный температурный режим.
Сахар складывали подряд по мере поступления – пиленый, песок. Горы сахара.
Потом он стал естественным путем разрушаться, таять, и потекла патока – по цеху в галошах не пройдешь. На полу сотни квадратных метров патоки. Никто такого раньше не видел. По цеху ходили в специальной обуви.
Город хотел отказаться – уже 30 тысяч тонн поступило, а сахар все шел и шел. Откажешься принимать – партбилет положишь. Кладовщики начали стонать и уходить – они не могли до сахарных вершин достать, боялись растрат и БХСС. Чтобы не разбегались, им стали зарплату двойную платить.
Потом Горбацевич попросил закругляться с арендой, и вдруг неожиданно пошел спрос на сахар. Сначала кондитеры по низкой цене брали крошку... Потом начался громадный спрос, и даже бракованный сахар забрали, на квас и куда-то еще. Только патоку не продали, зачистив помещения лопатами.
После этого случая дефицита сахара не было в Куйбышеве, до самого конца советской власти, то есть до появления Михаила Горбачева. Лет 18.
В конце 1980 годов вину за дефицит сахара областная коммунистическая пресса пыталась переложить на кооператоров, которые, якобы, закупали его для производства кондитерских изделий. Потом «помогли» сепаратисты…
Областные СМИ рассказывали населению, что «в первом квартале 1991 года с Украины в Куйбышевскую область не доехало 1100 тонн сахара, а во втором уже 1500 тонн». Украину пытались сделать виновницей недопоставок сахара, на самом деле в дефиците было виновато федеральное правительство: из-за срыва переговоров (вел их Э.А. Шеварднадзе) Куба продала весь сахар-сырец в другие страны.
И хотя потом в сентябре 1991 года специалисты отдела торговли облисполкома божились, что в конце октября - начале ноября обстановка с сахаром нормализуется, потому что ежедневно в Самару приходит 30, 40 и 70 тонн сахара, именно на зыбучем сахарном песке начали строиться первые финансовые пирамиды Самары весной-летом 1992 года. Еще до начала «МММ».
Забавно, но вину за то, что дефицитный сахар так и не дошел до потребителей, один из создателей таких пирамид – г-н Дронов по лекалам коммунистического агитпропа перекладывал на анонимную торговую мафию.
- В меня стреляли. Мой автомобиль смяли. За мной установили слежку. Кому-то крепко не хочется, чтобы я сбивал цены.
Да, с пропагандой Дронов так же искренне дружил, как это делал до него горком КПСС. Свой первый коммерческий опыт Дронов получил еще в годы советской власти, когда он руководил т.н. «народным коллективом», занимавшимся фото и киносъемками.
(Продолжение следует)
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: