01 августа 2008 13:44
Автор: Игорь Кондратьев (г. Самара)
Глава 14 Секреты самарской торговли: от Берия до Горбачева
Глава 14 Кадровый бум (В авторской редакции)
Алексей Росовский Березина во многом поддерживал. Именно при этом «красном мэре» началось активное участие городской торговли в долевом строительстве. Ведь торговля жилье сама не строила, а при долевом строительстве могла получать квартиры для сотрудников каждый год в тех кварталах, которые строились городом и заводами. Торгам давали жилье согласно их участию – кто сколько внес. Потом в самих торговых объединениях полученные квартиры между сотрудниками делили «треугольники» - директор, секретарь парткома, председатель профкома.
Обком профсоюзов работников госторговли и потребкооперации возглавлял сначала Сергей Пахомов, потом из горжилуправления пришел Александр Рыбаков, которого в конце 1980 годов сменил Геннадий Спиридонов. У профсоюза была своя турбаза «Горка» в поселке Прибрежный (одно время ее начальником работал Глеб Пугачев), затем она отошла ЦУМу «Самара» - здесь работало около 1200 сотрудников.
В конце 1970 гг. для работников крупных торговых комплексов стали устраивать на рабочих местах кабинеты эмоциональной разгрузки, комнаты гигиены женщин, на рабочих местах в обед стали проводить производственную гимнастику.
Выручал Алексей Росовский и самого Владимира Березина. Так, было в 1970 году, когда на руководителя городской торговли собственный корреспондент одной московской партийной газеты «наехал». Перед этим Владимир Березин снял с работы директора магазина, а она была подругой журналиста. И информационная война пошла-поехала. Скандал. «Черный пиар». Дело дошло до облисполкома, но мэр Куйбышева Алексей Росовский сторону фронтовика принял.
В 1972 году целая эпопея была. На территории самой Куйбышевской области овощи не уродились. (Впервые идею о создании молочно-овощных хозяйств вокруг крупных городов и промышленных центров выдвинул Хрущев в марте 1963 г.). Тогда Москва «выделила» столице Среднего Поволжья Свердловскую область - там год выдался на редкость урожайным. Произошло редкое для Урала совпадение соотношения: тепло - осадки – солнце. Куйбышевские заводы предоставили городу 100 машин и 1000 рабочих.
Алексей Росовский и Владимир Березин занимались организацией заготовок, больше месяца жили в гостиницах Свердловска, каждый вечер докладывали руководителю области Владимиру Орлову – столько-то отправили. Кашеварил на всю куйбышевскую делегацию в гостинице сам Березин. Повезло не только Куйбышеву, но и Свердловску, который не знал, что делать с рекордным урожаем. Потом Владимира Алексеевича в Караганду (это в Казахстане) за морковью и капустой отправили. Ее заготавливали таким же способом, как и картошку.
Лоббистом Куйбышева в столице был министр торговли РСФСР Дмитрий Павлов, долгое время работавший с Николаем Игнатовым, возглавлявшим в 1938 – 1940-х годах партийную организацию Куйбышевской области (позже он был секретарем ЦК КПСС, председателем Президиума Верховного Совета РСФСР и активным сторонником Хрущева).
Поэтому, когда вышло постановление Совета министров об открытии в стране 15 универсамов по современной итальянской технологии, оснащенных современной техникой, - один из них отдали Куйбышеву. Он должен был стать эталоном для развертывания их массового строительства в последующие годы. Построили универсам на ул. Революционной СУ-3 и СУОР-6 строительного треста №11. Там впервые покупатели увидели нарезку в вакуумной упаковке. На выходе из универсама, помня о печальном опыте Ново-Садовой, 1 посадили милиционера – бороться с «несунами». Долгое время Универсам находился в прямом подчинении областного управления торговли.
Возглавила его с 1973 по начало 1980 гг. обаятельная Нина Одинокова (ранее возглавляла Кировский торг), а сменившая ее потом Валентина Уполовникова сначала работала под ее началом, заместителем. До того, как ее пригласили в Универсам на Революционной, Уполовникова трудилась в фирменном кондитерском магазине на ул. Ленинградской и возглавляла Универсам №502 Ленинского продторга. Первый директор Универсама №3 Нина Одинокова имела хорошие связи в союзных министерствах и могла доставать дефицит напрямую в Москве. Одинокова считалась самой романтической героиней самарской торговли, имевшей тайного друга в обкоме КПСС. Она пропала, хотя считалась женщиной, которая умеет себя поставить перед другими. После ухода из торговли следы Одиноковой затерялись, а в ее квартиру на ул. Молодогвардейской, 207 въехала другая семья.
Еще одной сотрудницей куйбышевской торговли, которая имела серьезные связи в Москве, считалась Нона Иванова, директор базы «Росгалантерея».
Вслед за Универсамом на Революционной, открылись универсам «Центральный» (директор Любовь Коротаева), «Фрунзенский» и универсам «Приволжский». Самым последним в этой серии был сдан Мичуринский, на ул. Чернореченской. Его строительство во времена перестройки по вине Строительного Управления 7 треста № 11 затянулось и бюро Куйбышевского горкома КПСС в ноябре 1988 г. пришлось принимать специальное постановление, обязывающее руководство Куйбышева и Константина Ушамирского, возглавлявшего в тот момент Управление Капитального Строительства Горисполкома, ускорить сдачу супермаркета в эксплуатацию.
Нашел горком недочеты и в работе Уполовниковой – к тому времени руководительнице объединения «Универсам» - ей вменили в вину недостаточную обеспеченность расфасованными товарами. К слову сказать, фасовка и упаковка всегда были слабыми местами советской торговли. Порой рулоны грубой оберточной бумаги занимали в магазинах места не меньше, чем некоторые продовольственные отделы. Хотя еще в 1970 гг. в той же системе «Океан» в свою специализированную торговую сеть давали полиэтиленовые пакеты отличного качества.
Хотя, что касается Уполовниковой, то она властной рукой, державшая свой коллектив, всегда была на хорошем счету у власти, в отличие от бывшего директора Универсама «Приволжский» Пашенцевой, которая в 1988 году вошла в КПСС, а уже в 1990 вышла из нее. За что ей и досталось от агонизирующей правящей партии в начале 1991 года.
Неплохие отношения складывались у Уполовниковой и с Константином Кременсковым, руководителем Городского УВД, переехавшим в бывшее общежитие на Мориса Тореза 12а в начале 1980 гг.
Правой рукой Уполовниковой была старший товаровед Галина Сахарчук, впоследствии ставшая коммерческим директором. Заместителем директора Универсама №3 еще со времен Одиноковой работала Ася Смахтина, а столом заказов руководила Антонина Журавлева.
После появления в Куйбышеве Универмагов торговое объединение «Гастроном» в 1970-х отошло на второй план, и было ликвидировано. Гастрономы были переданы в райпищеторги по месту их нахождения. Дальнейшая судьба торговых точек этой системы видна на примере Гастронома №4 на ул. Куйбышева 98. Пока он входил в объединение, этот «Гастроном» всегда был как бы в тени, а когда перешел в Самарский торг в 1970 годах, стал ничем не примечательным магазином. После ликвидации торга «Гастроном», возглавлявший его Владимир Мартьянов стал директором Ленинского райторга «Продтовары».
В системе региональной торговли появился и свой арбитражный судья. Его функции выполняла юрист областного управления торговли Галина Козина. Она разбирала споры между торгами и магазинами по поводу качества поставленных в торговые точки товаров. Чаще всего дело касалось пересортицы советского трикотажа, боя стекла, фасовки товаров. Много нареканий было и к продукции тольяттинского завода «Фосфор» - стиральным порошкам. Коробки страдали многими дефектами.
Арбитраж внутри торговли работал только в отношении отечественных товаров. Импорт, который поставлялся через базы и союзные внешнеторговые объединения в случае конфликтных ситуаций, оспаривался через Государственный арбитраж. Внешняя торговля до конца 1970 гг. оставалась монополией государства и появившихся в 1950 гг. фарцовщиков. Монополия была введена в СССР еще в 1918 году по настоянию Ленина, считавшего, что без нее социалистическое государство не сможет отделаться от иностранного капитала платежом «дани». Не случайно сотрудник ВЧК Генрих Ягода еще в 1919 г. был введен в состав коллегии Наркомата внешней торговли.
Владимир Березин активно привлекал к руководству городской торговлей ветеранов войны. Так, текстильшвейторг Куйбышева в 1960/70 гг. возглавлял фронтовик Алексей Гмызин, до этого работавший директором ресторана на железнодорожном вокзале.
Единственную в РСФСР мелкооптовую базу по снабжению больниц, детских садов и пионерлагерей, построенную в Куйбышеве в 1974 году, на ул. Корабельной - 2 проезде, тоже фронтовик возглавлял. Борис Жиганов. На его место зампред облисполкома Галкин пытался поставить своего человека (сотрудника общественного питания Кировского района), но Березин вместе с горкомом и орготделом обкома КПСС на Жиганове настояли - речь шла о продовольственной безопасности социальных объектов.
Потом Жиганов эту базу 20 лет возглавлял. Заместителем у него трудилась Нина Ахмесагирова. В городе никаких вопросов к ним не возникало, настолько было все четко организовано. Особенно напряженно приходилось летом – с базы снабжалось более 1000 объектов - санатории, дома отдыха, турбазы, дачи детские сады. Она обеспечивала всех их одна. Для этой базы первоклассные продукты выделяли. Мясо - только говядину, фрукты. В 1970 годы на Корабельную, в Куйбышев даже из других городов СССР приезжали учиться.
При Жиганове эту базу расширяли и модернизировали. В случае же возникновения узких мест (например, пищевых отравлений в детских садах), руководителей всей цепочки, через которую шли продукты, вызывали для разбора на бюро ГК КПСС, работала прокуратура. Как правило, причиной были нарушения технологии при изготовлении продуктов на производстве. Еще одним проблемным местом, не зависящим от Жиганова, было постепенное сокращение числа дач у детских садов Куйбышева – мест, куда вывозили детей лето. К 1987 года из 400 детских садов Куйбышева лишь 14 отправляли воспитанников на свои дачи.
На Троицком рынке Владимир Березин тоже фронтовика на директора рекомендовал. Геннадия Борисова, а потом вместе с ним реконструировал эту торговую площадку, построил там арку. До этого же там были только старенькие корпуса. Строил рынок Ремстройтрест. Ближе к 1990 годам директором Троицкого рынка стал Анвар (Валерий) Горланов (в 1990-е годы он стал хозяином комплекса «Ударник» на 1-й Просеке).
Активную рекрутинговую политику Владимиру Березину помогало проводить и то обстоятельство, что согласно приказу министерства он несколько лет был председателем Государственной Экзаменационной Комиссии в торговом институте, расположенном в поселке Шмидта (Запанском). На экзамены Березин приглашал с собой кадровика горторга, брал на заметку людей и, вообще, неплохо знал ситуацию в этом вузе.
Его единомышленниками были Ольга Ларина - директор самого большого Кировского торга и директор торга «Гастроном» Владимир Мартьянов (раньше он работал директором Самарского торга). Грамотный, умный он знал всех продавцов по именам. Мартьянов никогда не делал замечания вслух – его взгляд был гораздо красноречивее. И женщины – продавцы, после его посещения Гастрономов всегда приводили себя в порядок. Делали макияж. Убирали волосы под чепчик.
Правда, чепчики были обязательны только в системе продовольственных товаров, в промтоварных отделах таких жестких правил не было.
(Продолжение следует)
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: