06 августа 2008 17:32
Автор: Игорь Кондратьев (г. Самара)
Глава 17 Секреты самарской торговли: от Берия до Горбачева
Первая специализация (В авторской редакции)
Владимир Березин имел прямое отношение и к самым известным магазинам города, открытым в 1960/70-е годы.
В 1960-е визитной карточкой города были Гастрономы на улице Куйбышева.
№2 - «Утес» (Ленинградская - Куйбышева), он работал до 23.00, но там часто менялись директора и «Стекляшка» - Гастроном №1 (ул. Фрунзе – Венцека).
В конце 1960-х гг., когда с мясом более-менее стало нормально, в городе открылось 3 специализированных колбасных магазина. Гастроном №1 у памятника Ленину. Магазин на ул. Ленинградской (напротив «Книг по подписке»). Магазин «Колбасы» на ул. Молодогвардейской (напротив универмага «Юность»). Все в центре города. Как было записано в решении облисполкома, в этих точках должно было быть не менее 37 наименований колбас, копченостей, окороков и пр. Куйбышевская колбаса была лучше ленинградской, мы не производили колбасу II сорта. К концу 1980-х Куйбышевский мясокомбинат выпускал: 60 процентов колбас высшего сорта, 20 - первого сорта, 7 - 8 - полукопченых и 11-12 - сырокопченых.
За ассортимент в специализированных магазинах отвечали предприятия и персонально их руководители. Иногда вечером Березину внезапно звонил заместитель председателя облисполкома Исаев:
- Выходи к памятнику Ленина, к 5 часам. Объедем магазины, посмотрим какой ассортимент Березин давал команду своему секретарю:
– Обзвони директоров, пусть ждут…
Потом в Гастрономе № 1 Исаев, который лично знал директоров по ф.и.о. выговаривал Сиверской:
- Мария Васильевна – это что такое? А где твердокопченая колбаса? Сиверская - Исаеву, мол, я звонила директору мясокомбината, они не завезли, потому что машины у них нет.
Исаев:
– Ну-ка набери мне Муху, директора мясокомбината… (на посту руководителя предприятия Муха сменил 35-летнего Владимира Хандогина, ушедшего на более престижную работу сначала в Куйбышевский обком КПСС, а потом в Управление мясной промышленности - гендиректором – И.К.) Муха, здравствуй, Исаев. Тебе решение облисполкома известно?... Чтоб сейчас же ассортимент был пополнен.
Березин возвращается в управление торговли, звонит Сергей Муха:
- Ты чего на меня накапал?
- Я здесь при чем?
- Машину уже направил
Потом в управление докладывает Сиверская, директор магазина – товар получила.
Березин докладывал Исаеву
- Муха ассортимент пополнил…
- Попробовал бы не пополнить…
У Сергея Мухи от такой нервной работы сильно болело сердце, но свой недуг он старался среди коллег не афишировать.
Цены на колбасы устанавливал Госкомитет по ценам при Совете Министров СССР, возрожденный после свержения Хрущева, на каждый сорт в отдельности.
В конце 1970 годов насчет мяса в областное управление торговли звонила уже Москва:
- Мясом в магазинах торгуете?
- Нет, все мясо идет по разнарядке в детские и лечебные учреждения!
- Но может быть хоть несколько часов в день получиться?
- Нет…
- Тогда колбасу правильно по магазинам раскидывайте!
Еще до того, как заработала шоколадная фабрика «Россия», одно решение облисполкома касалось открытия фирменных кондитерских магазинов в Куйбышеве. Эти торговые точки располагались на Самарской площади, ул. Ленинградской и в Кировском районе – магазин «Петушок». Здесь тоже ассортимент торговли был детально расписан: сколько мучнистых конфет, сколько сахаристых и шоколадных, сколько печенья и плиточного шоколада. На новой фабрике обнаружилось, что оборудование итальянцы поставили нам не очень качественное. Они рассчитывали, что мы будем строить как всегда, техника за это время испортится или ее разворуют.
Фабрику же построили за 2,5 года и потом «Техпродимпорт» в Москве признался, что они за 10 лет не выставляли столько претензий, сколько за год из Куйбышева. Командированные итальянцы не могли наесться нашего шоколада. Он был настоящим - раньше, если продукт содержал меньше 60 процентов какао-бобов, он и шоколадом не считался.
В 1970 -1980-х годах «Россия» не забирала у области молоко и масло, как об этом тогда судачили, наоборот, когда фонды у нее оставались, фабрика отдавала их в торговлю. А молоко она получала из Сибири и Украины. Итальянцы поставили «России» технику только для производства шоколадных плиток и конфет ассорти. А потом визиткой фабрики и города стало «Раздолье».
Куйбышевская область всегда получала львиную долю от продукции «России» - 25—27 процентов, правда в начале 1980 гг. из-за начавшихся проблем с сырьем был временно прекращен выпуск плиточного шоколада с орехами «миньон», а в начале 1990-х та же судьба постигла конфеты «Раздолье». Зато с ноября 1988 г. на фабрике стали выпускать более экономичные наборы конфет «Жигулевские» на основе белковой массы из семян подсолнечника.
Эскизы для оформления магазина «Бочонок» (Магазин № 809, «Вина») на Куйбышева, 72 сделали москвичи. Его переоборудовали в 1960-е, выложив стену из бутылок. Потом, когда в 1990-х годах «Бочонок» забрал Александр Мосолов магазин особенно не перестраивался, поскольку он и в прежнем состоянии приносил прибыль.
Филиал «Самары» на ул. Гагарина строили для Безымянки, в 1972-73-х гг. Его первым директором был Алексей Борисов. Потом он уехал в Тольятти помощником гендиректора ВАЗа по общественному питанию и пришел Умяр (Юрий) Амиров. А, вообще Амиров, как и впоследствии Виктор Сурков, начинал как скорняк, возглавил склад меховых изделий у Александра Сивушкова (директора ЦУМа), потом работал заведующим отделом в филиале «Самара». В быстром движении карьеры Амирову помогли его связи в отделе обкома, курировавшим торговлю и его руководителем Константином Линчуком, потому что незадолго до этого область планировала назначить на филиал директора «Юности» Грушко, ветерана войны, танкиста, инвалида без одной руки. Еще одним куратором со стороны обкома был зав. отделом обкома КПСС Николай Прошленцов.
Преимущества Грушко были еще в том, что он учился в одно время со многими известными руководителями торговли. Потом, кто заместителем министра стал, кто руководителем главка. Был у него и то ли однофамилец, то ли родственник в аппарате Юрия Андропова. К тому же Грушко опытный руководитель, прошел все ступени – до «Юности» сначала работал продавцом, потом директором небольшого магазина обуви на ул. Куйбышева. Он бережно относился к персоналу. Многие продавцы филиала «Самара» на Гагарина сначала были из «Юности». Потом фронтовик Грушко ушел на пенсию и оставил директором своего заместителя. Уже через несколько дней, коллектив попросил горторг эту женщину убрать – после сильного руководителя новому человеку всегда очень сложно.
Умяр Амиров быстро поднялся благодаря семье и связям - на его складе меховых изделий в ЦУМе обслуживались партийные и силовые начальники Куйбышева. Позже эти связи только прирастали. Так, скорее всего, уже к периоду работы в филиале относится знакомство Амирова с секретарем Советского РК ВЛКСМ Владимиром Мокрым, для которого он не будет чужим человеком и осенью 2002 года, когда Владимир Семенович уже работал в Государственной думе.
Коммерческим директором филиала «Самара» около 30 лет работал Борис Никитин, до этого возглавлявший систему горпромторга, в которую до 1980 гг. входили и комиссионные магазины Куйбышева.
Магазин «Сюрприз» (официальное название магазин №30 горпромторга) открыли в 1967 году. Он родился так – Исаев предложил, мол, давайте откроем магазин на все случаи жизни - захотел человек культурный подарок найти и нашел. А до этой идеи здесь планировали открыть железнодорожные кассы предварительной продажи. По всем направлениям. Каждый зал соответствовал одному направлению. В «Сюрприз» выдернули из горпромторга тогда молодую девушку - Раису Буянову (Шлойду).
Которую, как и других сотрудниц подбирали специально для этого торгового центра из передовой комсомольско-молодежной бригады. До этого Буянова работала товароведом в промтоварном магазине № 55 на пр. Масленникова 25. Вообще то сначала на «Сюрприз» планировали назначить директора магазина «Подарки» Михаила Мерлина с Ленинградской, а потом подумали, как следует и остановили свой выбор на Буяновой – в то время секретаре комсомольской организации торга «Промтовары», с высшим образованием. Руководитель торга Михаил Чернов повел ее представлять в облисполком.
В те годы 60-70 процентов сотрудников городской торговли составляли женщины, а особый наплыв покупателей шел в этот магазин перед 8 марта. Накануне этого праздника продавцы приходили заранее за три часа до начала работы, чтобы лучше подготовиться и разложить товар.
«Шанхай» на проспекте Физкультурной 117 (впоследствии «Самарянин») входил в систему «Гастроном». Он возник в 1960-е годы, потом там командовала Галина Сиверская - до этого директор специализированного гастронома №1.
Гастроном на Маяковском спуске – Волжском проспекте 31 долгие годы считался хорошим, потому что там директором работала Вера Александровна, до этого руководившая продовольственным магазином на «Цыганке». Ее точка отличалась неплохим ассортиментом товаров, порядком и культурой обслуживания. К тому же здание, в котором находился Гастроном, считался домом, где живут сотрудники КГБ. После 1974 г. Вера Александровна ушла на ул. Куйбышева, директором «Бочонка».
Магазин «Синтетика» на Волжском проспекте, рядом с кинотеатром «Волна». Он появился, после того как в 1958 г. на Лейпцигской ярмарке делегация СССР, осматривая павильоны ГДР, обратила внимание на трикотажные изделия из искусственного шелка с различной цветовой гаммой. После этого на ряде фабрик СССР было налажено производство тканей из синтетических материалов. Вслед за этим в магазинах стали продаваться модные по тому времени женские блузки, пошитые из новых легких тканей, и появилась специализированная торговля. В начале 1960 годов «Синтетика» шла особой строкой в Куйбышеве - горпромторг туда в первую очередь поставлял все модные товары, в том числе поставляемые внешнеторговым объединением «Трикотаж». Первый импорт после войны.
Примерно десять процентов импорта составляли размеры до сорок четвертого, десять процентов — пятьдесят второй и выше. Эти обмерные данные внешнеторговым организациям давали различные НИИ. За трикотаж советский покупатель платил примерно в три раза больше в рублях, чем за него было заплачено в долларах. Самая большая наценка шла на пальто и нижнее белье — здесь цена повышалась в пять раз. Цены на детские товары регулировались государством и поддерживались на самом низком уровне.
Через «Синтетику» в середине 1970 годов можно было, к примеру, достать дефицитную цветную немецкую фотобумагу. В разное время в этом магазине работали Татьяна Брагина и Вера Мотовченко.
«Синтетика» была в Куйбышеве на особом счету. Может, причина этого была в высокой престижности района, где она находилась? И хотя по всем официальным разнарядкам набережная – витриной города не числилась, по факту она ею была. В те годы на Волжский проспект даже особо шумный транспорт не пускали, чтобы не нарушить покой отдыхающих на пляже и vip-персон, которые здесь проживали.
В конце 1980 годов в состав горпромторга всего входило порядка 60 магазинов, центральными считались три – «Юбилейный», «Сюрприз» и «Салон для новобрачных». В них шел основной массив дефицита, остальным магазинам доставалось по мере значимости.
«Салон для новобрачных» до того как осесть на Полевой немало попутешествовал по городу. Сначала он был на углу ул. Льва Толстого - Ленинской, потом в начале 1970 гг. на Галактионовской в том месте, где потом находился «Юбилейный» и только затем обрел постоянный приют.
С самого начала там работали Белякова, Юрия Сыроежко, красавица Ася Слепцова, потом на пост директора пришла боевая Людмила Ильина. Она не лезла за словом в карман, и коллектив держала крепко. Салон открыли в ноябре 1977 года, а перед этим Ильина с главным инженером ЦУМа «Самара» («Салон» входил в его систему) облазила ремонтирующееся помещение вдоль и поперек.
«Жемчуг» на Ленинградской – Фрунзе появился в начале 1970 гг., а до этого здесь располагался одноэтажный магазин детских товаров «Буратино», где можно было за 12 рублей купить детскую железную дорогу «Piko», на батарейках, произведенную в Германской Демократической Республике. «Жемчугом» руководила Вера Гнатюк, а «Кристаллом» на XXII партсъезда – Маргарита Черникова.
Принцип работы специализированного магазина «1000 мелочей» на пр. Ленина тоже был подсмотрен руководителями министерства торговли в ГДР. Здесь торговали исключительно изделиями хозяйственного обихода.
«Березка» считалась закрытой территорией и была наследником «Торгсина», образованного в июле 1930 г. как торговое предприятие, в котором обслуживались иностранцы. Торгсин имел сеть магазинов закрытого типа, продававших антиквариат, меха, продовольствие и другие товары. В 1931 г. «Торгсин» всесоюзным объединением и стал обслуживать советских граждан, которые могли покупать в магазинах Торгсина товары за валюту и драгметаллы. Взамен золота и инвалюты Торгсин выдавал специальные книжки.
На эти книжки в магазинах можно было приобрести товары по более низким ценам, чем в общей торговой сети и особенно в коммерческой торговле. Через Торгсин продавались и товары, конфискованные таможней. В 1933 г. Торгсин получил разрешение закупать товары за границей и ввозить их без пошлины.
В 1970-е годы по стране ходили всевозможные чеки и сертификаты, выпускаемые Внешторгбанком для выдачи зарплаты советским работникам, работавшим за границей, номенклатурщикам низшего ранга и морякам торгового флота, которые можно было отоварить через сеть «Березка» и закрытых распределителей. Получать даже часть зарплаты в чеках и сертификатах считалось большой честью, и значительно поднимало социальный вес получателя.
В Куйбышеве таких счастливцев было особенно много среди сотрудников Куйбышевгидростроя (поднимавших энергетику Египта, Ирака и Сирии), нефтяников (трудившихся в Ираке, Алжире), строителей работавших по всему миру, начиная с Кубы и даже преподавателей куйбышевских вузов, обучавших азам марксизма-ленинизма братьев с Африканского континента. Первоначально «Березка» находилась в тихом и неприметном местечке на ул. Чернореченская, потом переехала на пр. Ленина. Она считалась спецотделом Универмага «Самара». Заведующим «Березки» работала Валентина Михайлова.
(продолжение следует)
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: