29 июля 2008 12:50
Автор: Игорь Кондратьев (г. Самара)
Глава 11 Секреты самарской торговли: от Берия до Горбачева
Глава 11 Конец торгового Гуляй-поля… (В авторской редакции)
В Пролетарском районе Куйбышева в 1950 годы, когда туда пришел Березин, магазины чаще находились в полуподвалах и приспособленных деревянных халупках. Самая «крутая» торговая точка находилась в построенном в 1937-1940гг. жилом комплексе трампарка на углу современных улиц Полевой и Мичурина. Кроме этого, известные всему городу продовольственные магазины были на углу ул. Пролетарской и Клинической, и в частном секторе на ул. Ново-Садовой между Осипенко и Челюскинцев.
Торговали и на импровизированных рынках, входивших в систему потребительской кооперации. На «Цыганке» - шумном Линдовском рынке, в районе улиц Осипенко - Московской был хлебный магазин. Еще на «Цыганке» торговали лошадьми и скотом. Тут же было много артелей - инвалиды войны в своих киосках продавали зажигалки, махорку, поделки ручной работы. В 1955 году Хрущев решил ликвидировать мелкие кооперативные предприятия и мастерские. Милиция в них немедленно стала находить массовые хищения. Руководителей госпредприятий, незаконно обеспечивавших кооператоров сырьем, стали массово уличать в получении взяток.
«Министерством торговли СССР, - сообщало МВД в ЦК,- проводятся мероприятия по упрощению бухгалтерского учета и отчетности в торговых организациях и предприятиях. Hа многих распределительных складах и базах торговых организаций, непосредственно связанных с розничной сетью, ликвидирован количественный учет промышленных товаров широкого потребления и введен только суммарный учет по розничным ценам. Это привело к ослаблению контроля за движением товаров в розничную сеть и облегчает сбыт через магазины похищенных и кустарных изделий, а также продажу товаров по завышенным ценам, подмену одних товаров другими и припрятывание наиболее ходовых товаров. МВД СССР считает необходимым поручить Министерству торговли СССР принять более решительные меры по ликвидации условий, способствующих хищениям».
В Куйбышеве инвалиды, не понимавшие системность того, что происходит в торговле, пытались передислоцироваться на «Вшивый рынок», находившийся на Безымянке в районе станции «Пятилетка», но и там их достали. В 1960 году рынок был закрыт, а инвалиды, промышлявшие там не только в артелях, но и игрой «угадай одну из карту, из трех», рассеяны.
Некоторые из них вроде знаменитого на Безымянке «Алямса», полковника, потерявшего на войне ногу, побирались на углу Победы – Воронежской (инвалид жил на чердаке этого дома, рядом с устроенной там голубятней). Милостыню он принимал строго в рабочее время, убирая шапку, когда в ближайшем магазине начинался обед. Доходы от попрошайничества Алямс делил с другими калеками в пельменной на ул. Физкультурной 98, разрубая на столе ладонью общую кучу собранной всеми мелочи. Там же, в пельменной, Алямс устраивал шоу для рабочих завода №18 (Авиационного). Однажды они угостили его неразбавленным спиртом, вынесенным с завода, не предупредив, что наливают. Полковник выпил, не поморщившись
– Водка мирового уровня. Еще!
Потом из инвалидских артелей стали вырастать такие предприятия Куйбышева как Производственное Швейное Объединение «Волга». Ликвидация Совмином СССР артелей промкооперации нашло отражение и советском кинематографе - «Мосфильм» в 1965 году вдарил вдогонку по ним пропагандистским образом «Бывалого» - лже-инвалидом из комедии «Операции Ы».
С такими, как Алямс тоже начали разбираться. Сначала 5 мая 1961г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни», а потом, в июне 1973 года, Пленум Верховного Суда СССР пояснил, что при систематичности совершения действий закон признает попрошайничество уголовно-наказуемым деянием.
Наличие большого числа неустроенных рынков в Куйбышеве объяснялось просто – торговля не успевала за ростом города, а обустроенных рынков было немного – старенький Троицкий и Хлебный (находившийся на Хлебной площади), Крытый рынок на Безымянке обустроили уже в 1950 годах. Ленинский рынок возвели в 1955 году, как ангар для самолетов, для рынка это здание сначала приспособлено не было. Правда, по мнению главного архитектора Самары Владимира Жукова, озвученному им в 1995 году это здание являлось «торговым центром».
И хотя решением горсовета Куйбышева о развитии комплекса предприятий авиационной промышленности, принятым перед войной предусматривалось строительство предприятий торговли бытового обслуживания общей площадью 130 кв.м. (в том числе павильонного рынка), в годы войны на Безымянке трестом №11 было построено всего 4 магазина и 10 столовых. Главными были промышленные объекты и жилье для рабочих. В декабре 1950 года, подробно перечисляя достижения Куйбышева, руководство города говорило о количестве вузов, техникумов, студентов, учителей, научных работников, больниц, врачей, койко-мест, жилого фонда, протяженности газовых сетей. Предприятия торговли в этот список не входили.
Товар, выставляемый на импровизированных рынках, был часто ворованным. Тащили все, кто что мог. Например, в 1950-х годах там продавали «простыни» сделанные из холщевой ткани, которой в почтовых отделениях упаковывали посылки.
Сами же рынки, несмотря на их убогость и скудость ассортимента, старались уже подстраиваться и под требовательных потребителей. Уже в конце 1950 годов благодаря появившимся фарцовщикам на них продавали «чудо-галстуки» самодельного, а иногда и фирменного производства. Работали там и сапожники, по заказам стиляг, ловко пристраивавшие рифленую подошву к любым ботинкам.
Торговали на рынках в многочисленных лоточках и в киосочках, где по воспоминаниям ветеранов Горпромторга работали в основном евреи. Серьезные и солидные люди. Люди запомнили этих продавцов по их особой приветливости. Товары на эти лотки получали по разнарядке с баз Горпромторга.
В 1950 годы Куйбышев как Москва и Ленинград с начала войны считался городом республиканского подчинения. Эти «остатки наследия» статуса «запасной столицы» СССР прибавляли дефицита в магазины, входившие в систему «Гастроном» (она объединила магазины «Гастроном», «Бакалея» и «Диетпродукт») - поставки в них шли напрямую из столицы. Столица не стала снабжать всю торговлю Куйбышева, а выделила только Гастрономы, которые были фактически первой крупной торговой сетью на Средней Волге. Их ассортимент по тем временам был шикарным: колбаса, бакалея и макароны, консервы, масло. Потом там появились куры.
Замыкался на Москву в 1950 годы Универмаг «Юность», а также магазины спорткульттоваров и система «Ювелирторга».
В 1955 году была взята линия на предоставление более широких прав местным органам власти. Министерство торговли СССР предложило передать в ведение союзных республик многие торговые объединения, до этого находившихся в подчинении у него. В результате крупнейшие специализированные объединения - Главгастроном, Главунивермаг, Главдорресторан, имевшие в своем ведении более 32 тыс. предприятий, из союзного подчинения перешли в республиканское. Это позволило республиканским и местным властям регулировать размещение товаров с учетом своей специфики. При этом возросла и их ответственность за состояние розницы.
Появилась и экспериментальная торговля – «магазины стандартных цен». Цены в них округлялись в большую или меньшую сторону, и расчет шел только в рублях, без копеек. В Куйбышеве такой магазин находился напротив Филармонии.
Летом 1953 г. оптовый сбыт макаронных и кондитерских изделий, дрожжей, а также фирменная розничная сеть по торговле хлебом и диетическими продуктами были переданы из ведения Министерства легкой и пищевой промышленности СССР в структуру Министерства внутренней и внешней торговли СССР.
В конце 1950 годов, когда магазины перешли под крыло местной власти и вошли в торги Куйбышева, это не лучшим образом отразилось на состоянии прилавков. Темпы роста товарооборота упали. Причина этого была в отставании промышленности и падении производства в сельском хозяйстве.
(Продолжение следует)
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: