04 августа 2008 11:00
Автор: Игорь Кондратьев (г. Самара)
Глава 15 Секреты самарской торговли: от Берия до Горбачева
Глава 15 От лавок – к супермаркетам (В авторской редакции)
Самообслуживание в СССР нормативно стало внедряться с 1954 г., но в тот момент в Куйбышеве для него не было торговых площадей. Поэтому переход на самообслуживание в городской торговле начался, в середине 1960 - тогда к нам пригласили Дмитрия Павлова и заранее приготовили ему специальный маршрут. В пункты торговли, куда его хотели пригласить, заранее завезли товары, но Дмитрий Васильевич, не любивший показухи, встал рано утром и пошел сам. Заглядывая в те магазины, которые ему попадались по пути.
Зашел в Гастроном №6 на Вилоновской, 13 («Аквариум»), рядом с жилым комплексом обкома партии и увидел в новой холодильной камере чью-то грязную телогрейку. Потом высказал замечания перед активом:
- У вас рабочая одежда в холодильниках, а еще просите новую технику...
Оказалось, что поздно ночью в магазине приняли товар, и грузчик заработался...
Дмитрий Павлов очень внимательно относился к насыщению торговых предприятий холодильным оборудованием и строительству холодильников. Ведь они давали возможность продавать в течение всего года свежее мясо, рыбу, масло. На 1980 год в СССР в расчете на каждого жителя СССР объем холодильных емкостей достигал 22 кг, однако, по расчетам Павлова, нужно было иметь еще примерно по 8 кг на человека, чтобы обеспечивать хранение возрастающего объема продуктов.
В Куйбышеве базу «Союзторгоборудования», занимавшуюся поставками холодильников, возглавил Борис Осокин.
После случая в Гастрономе на Вилоновской, 13 этот магазин получил среди номенклатуры название «исаевский». Заместителя председателя облисполкома, проживавший рядом, частенько стал захаживать в него вечером и интересоваться, как идут дела. Все это понятным образом способствовало заполнению полок товарами.
А вообще Павлову куйбышевская торговля понравилась, но он сказал, что надо по жить по-новому – продавать в кредит, доставлять товары на дом, комплектовать товары по заявкам на промышленных предприятиях, организовывать столы-заказы для инвалидов войны и многодетных семей, внедрять самообслуживание. Все это он вынес из многочисленных командировок за границу, куда Павлов ездил набираться опыта. Все это было верно при той масштабной интервенции товаров, которая началась в 1960 гг. Только для всего этого тогда не было ни фасовочной техники, ни опыта.
Большое внимание в 1960 -1970 годы уделялось питанию рабочих в заводских столовых, удешевлению стоимости обедов, созданию удобств рабочим в приобретении нужных вещей. Вместо ликвидированных ОРСов распродажами промышленных товаров и продовольственными заказами по месту работы начали заниматься профкомы. Они формировали ассортимент, заранее договаривались с базами или магазинами. Пускались в ход связи дирекции. Хорошие продовольственные заказы и обеспечение продуктами через заводскую столовую были мощным фактором привлечения рабочих на предприятия, оказывали влияние на текучку кадров.
Организации самообслуживания наши продавцы учились не в столице, где стажироваться, кроме универмага «Москва», было еще негде, а в Ленинграде. В магазине «Заневский». А первый торговый центр самообслуживания (800 кв. м. торговой площади с громадным подвалом) появился в Куйбышеве на Ново-Садовой, 1 в 1965 году. Все руководство магазина имело высшее образование, прошло стажировку в Ленинграде. Это был прорыв в торговле... И масштабное воровство. Финансовый отдел горисполкома стонал. Первый раз недостача - 5 тысяч рублей.
До полуночи проводили совещание - как быть? На другой день опять растрата. Алексей Росовский командовал - списывайте, Городской финансовый отдел - ругался, а закрывать магазин было нельзя. Переход на самообслуживание считался политическим моментом. Даже на Западе эта система работала, а в СССР в ближайших планах стояло построение коммунизма к 1980 году и воспитание «нового человека»….
В новом магазине старухи прятали колбасу под юбками, студенты из ближних общежитий по ул. Ново-Садовой вкладывали шоколадки - в пазы, специально для этого вырезанные в книгах. Растрат набралось уже на 12 тысяч. Потом поймали жулика внутри торгового центра, больше всех воровал кассир–контролер. И процесс с переходом на самообслуживание пошел.
Тащили товары и в промтоварных отделах, где перешли на самообслуживание.
Особенно потрясло население переход к самообслуживанию в хлебных отделах отдельных магазинов, когда покупатели сами выбирали хлеб. В памяти многих еще были свежи воспоминания о хлеборезках, на которых продавщицы в белых фартуках и белых халатах нарезали черный хлеб с точностью до грамма, в каждую полбуханки или четверть буханки, довешивая и добавляя маленькие брусочки кислопахнущего хлеба.
Мешал безоглядному переходу на самообслуживание и хозрасчет, в системе которого торговля находилась в советские времена. Магазинам надо было не только выполнять план, но и давать прибыль, из которой часть шла в торги, а затем в Москву.
Даже к концу 1980 годов самообслуживание пришло не во все магазины Куйбышева, многим это не позволяла сделать торговая площадь и особый менталитет окрестных покупателей. Хотя после того, как первая волна кампании по переводу торговли на самообслуживание схлынула, директорам магазинов в конце 1970 гг. стало проще разговаривать на эту тему с партийно-советским руководством. Главными аргументами стали расчет, а не требования идеологического характера.
В 1960-х в город пришло и новое торговое оборудование: сменились кассовые аппараты, а раньше ручку у аппаратов кассиры крутили. Хотя основные проблемы с кассами оставались – в СССР их не хватало и поэтому один аппарат приходился на несколько отделов, что было очень неудобно для покупателей. Приходилось сначала взвешивать товар, потом его оплачивать в кассе и только потом получать. В маленьких магазинах кассовых аппаратов не было, а в некоторых Гастрономах они почему-то очень часто ломались.
Расчет через кассу был самым надежным способом уйти от недостачи и возможного воровства продавцов, которое могло иметь место при наличном расчете. Особенно это часто случалось на уличной торговле той же самой копеечной, газированной водой. Так, однажды, в конце 1960 гг., после лета с остатком денег пропала продавщица, торговавшая газировкой в киоске возле хлебного магазина, на углу улиц Вилоновская и Чапаевская. Внешне интеллигентная и красивая женщина. Директор магазина, к которому относилась эта точка, отправился к ней домой и застал ее пьяной, раздетой, в компании какого-то мужчины. Продавщица смутилась и сразу отдала деньги. Оказалось, от неожиданно свалившегося на нее «богатства» в 200 рублей она ушла в запой (по тем временам это были большие деньги).
Тогда же, в 1960-х, появились и знаменитые крутящиеся конусы для соков, с краниками. Стакан берёзового сока стоил - 9 коп., томатного - 10 коп., яблочного - 12 коп. Появились специализированные магазины по продаже соков на ул. Куйбышева 109, Молодогвардейской 153. Все торговое оборудование закупал магазин «Инвентарьторг» (Ленинградская, 63). Руководили этим торгом Анатолий Пакаев, Виктор Черемшанцев и Евгений Филиппов. Существовало и специализированное Ремонтно-Строительное Управление «Торговля», базы которого располагались на Кряжу. Оно обслуживало все торги Куйбышева, выполняло капитальный и текущий ремонт магазинов города. Кроме того, оно построило два жилых дома для работников торговли и своих сотрудников. Руководил РСУ – Петр Поздоровкин, главным инженером трудился Анатолий Манеров. Центральный офис РСУ находился на Молодогвардейской, 51.
Еще после поездки Хрущева в США в СССР стали активно внедряться автоматы по продаже газированной воды. В 1960-е годы специализированной магазин с такими автоматами был установлен на ул. Ленинградской 28. Магазин неофициально называли «Суки-Вдовы». Родилась эта импровизация случайно. Как-то в конце зимы, во время оттепели директор одного из магазинов на Ленинградской заметил, что после оттепели и заморозков неоновая вывеска магазина читается именно так. А дальше сработало «сарафанное радио». Некоторые автоматы газированной воды поставили в кинотеатрах. Например, в «Старте» на ул. Революционной их было два. Среди населения особо ценились автоматы, в которых весной-осенью сама вода была холодной.
Горуправление торговли было генеральным заказчиком по наружной рекламе. И хотя в Куйбышеве существовал свой комбинат торговой рекламы, к процессу ее изготовления были подключены москвичи - художники и фотокорреспондент газеты «Известия» на Нюрнбергском процессе Александр Капустянский. Капустянский предварительно снял виды тех мест города, где планировалось размещение рекламных носителей, а художники вписывали в них рекламу так, чтобы она не уродовала, а украшала городское пространство.
Проект рекламы и все эскизы первый секретарь обкома КПСС Владимир Орлов на бюро смотрел. Все это было не случайно, потому что художественно-рекламное оформление центра города регламентировалось специальным постановлением Куйбышевского облисполкома.
Кроме наружной рекламы городская торговля занималась и рекламой, размещаемой на пакетах и одежде. В универсамах появилась первая реклама по внутреннему радио о поступлении новых товаров в продажу и система справки. Свои художники, занимавшиеся оформлением магазинов и рекламой, были и у торгов Куйбышева. Существовал и специализированный комбинат «Торгреклама», находившийся на ул. Водников, 3. Директором комбината работал Николай Гринберг.
Еще одним способом рекламы была работа с общественным транспортом. Директора торговых точек давали заявки руководству ТТУ, и когда объявлялась официальная остановка, дополнительно назывались ключевые магазины, расположенные в этом районе.
Работа с торговой рекламой считалась важным направлением с времен Микояна, который еще в 1920 гг. привлекал к работе над ней знаменитых поэтов.
Несколько позже городское управление торговли совместно с городской газетой стали проводить анкетирование потребителей на тему «Магазин: режим работы». Опрашивающих интересовало мнение горожан по поводу того, в каком режиме должны работать магазины Куйбышева. Большинство опрошенных, высказало пожелание о продлении времени работы торговых точек до 20.00 -21.00. После чего городское управление торговли прияло решение о переходе промтоварных магазинов независимо от их профиля к работе по зимне-летнему режиму. Это означало, что такие торговые точки в период с 1апреля по 1 октября будут открываться с 11.00 до 20.00.
Поменялся режим работы и в продовольственных магазинах. К маю 1988 года 13 хлебных магазинов Куйбышева работали до 22.00, еще 25 - до 21.00, 133 - до 20.00.
Подобные опросы общественного мнения имели и рекламный эффект, другое дело, что в то время когда они проводились, а это был 1988 год, и рекламировать что-то особо не приходилось. Население сметало с торговых прилавков даже рамки под фотографии, а самыми ходовыми подарками были живые цветы.
(Продолжение следует)
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: