31 июля 2008 12:30
Автор: Игорь Кондратьев (г. Самара)
Глава 13 Секреты самарской торговли: от Берия до Горбачева
глава 13 Менеджмент по-советски (В авторской редакции)
В начале 1960-х власть повернулась к торговле лицом. Это произошло как обычно в России после острого кризиса.
В конце 1950-х годов, санкционируя массовую застройку, Никита Хрущев дал указание Госкомитету Совета Министров СССР по делам строительства ничего, кроме квартир, в типовых проектах новых жилых домов не предусматривать, а магазины, кафе, мастерские открывать в отдельно стоящих зданиях. Убедить Хрущева в том, что такие торговые точки не смогут заменить тысячи встроенных магазинов членам правительства не удалось. В Куйбышеве и других городах появились новые кварталы без магазинов, а продукты приходилось покупать за несколько кварталов от дома. И выстаивать там в громадных очередях. Даже за буханкой хлеба люди ходили с «Черновских садов» (ул. Мориса Тореза) на ул. Гагарина.
Потом в дело вмешался Алексей Косыгин, в то время зампред Совета Министров. Он столкнулся с ноу-хау Хрущева в Балаково, где у рабочих в новых кварталах уходила масса времени на поиски продуктов, вдали от дома. Косыгину удалось сломать ситуацию и первые этажи строящихся «хрущевок» в Куйбышеве начали отдавать под новые магазины со стеклянными стенами-витринами. Это подражание западной моде директора точек, где торговали продуктами, считали пылесборниками. Зато в промтоварных магазинах витрины были лицом фирмы. Ее гордостью или печалью. О красочных витринах «Сюрприза» писала центральная пресса СССР, их сравнивали с витринами магазинов на ул. Горького в Москве. Товаров в них выставлялось на 10 тысяч рублей – стоимость двух «Жигулей». К открытию «Сюрприза» витрины оформляла «Торгреклама».
В 1966 году один только стройтрест №11 сдал 12 таких магазинов во встроенных помещениях жилых домов – со второй половины 1950 гг. строительство в Куйбышеве велось безостановочно, в три смены. Места для магазинов подбирала городская плановая комиссия, которая решала где будет продовольственный магазин, а где промтоварный. Никакого хаоса. Все решения согласовывались с председателем горисполкома.
В сервисе понадобились опытные специалисты. В 1960 годах. вышел приказ министра торговли РСФСР Дмитрия Павлова - возглавлять и занимать руководящие посты в торговле могут только люди со специальным высшим образованием. Для практиков были организованы курсы повышения квалификации. Даже те, кто долго проработал в торговле, должны были через каждые три года их проходить. Кадровики торгов, среди которых было много военных, за этим строго следили. Женщины с большим практическим опытом отбивались: «Пусть молодежь учиться, а мне до пенсии двадцать лет осталось. Когда я работать буду?» Специалистов с высшим образованием, работавших в торговле, стали поощрять - доплачивать до 25 процентов оклада.
При этом среди молодежи Куйбышева, находившейся под воздействием официального агитпропа, учеба в торговом техникуме или институте считалась не престижной относительно технических вузов и чисто женской, а педагоги этих учебных заведений подарки от учащихся не брали. Даже вазу под цветы. «Когда выучишь, тогда и сдашь». Учиться приходилось серьезно. Кроме торгового вуза и техникума в Куйбышеве у торговли был и свой Учебно-курсовой комбинат, возглавляемый Инной Карепановой. Самым престижным считался Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов торговли в Киеве, где обучали специалистов со всего Союза. Городское управление торговли аттестовало руководителей каждые 4 года.
В это время и начался «звездный час» Владимира Березина. После серьезной стажировки в двух районах, его пригласили возглавить торговлю Куйбышева. Почти в то же время горисполком возглавил Алексей Росовский, выходец с Безымянки, как и заместитель председателя облисполкома Олег Ковалев. Вообще же авиационная промышленность дала много кадров советской торговле Куйбышева. Так директором одного из магазинов на ул. Победы была жена пограничника, фронтовика, а затем начальника Юнгородка и заместителя директора авиазавода Александра Исакова.
Новая должность Березина с учетом политического момента была непростой. Хрущевская деноминация, объявленная в октябре 1960 и прошедшая с 1 января по 31 марта 1961 года, сопровождалась увеличением норм выработки для рабочих и резким повышением цен. Сливочное масло до деноминации стоило 28 руб./кг, новая цена была – 3,5 руб. Подорожало и мясо. В 1962 г. цены на продукты питания подскочили на 25-30 процентов, а тарифные расценки на производстве понизились на треть.
Второе, что придумала власть, - это отмена сезонных цен, а раньше яйца и все молочные продукты имели две цены: зимнюю - высокую и летнюю - низкую. В начале 1960-х годов были отменены «временно на один сезон» летние низкие и оставлены высокие зимние расценки. Потом временная отмена для населения стала постоянной, а закупочные цены у крестьян остались сезонными. В 1963 году, чтобы избежать голода, вызванного не только засухой, но и последствиями инициатив Хрущева по ограничению личного скота у населения, пришлось закупать за рубежом 9,4 млн. тонн зерна, потратив на это около трети золотого запаса страны (отменили эту ограничительную инициативу Хрущева уже в марте 1965 года).
В 1960-1964 гг. началось массовое переселение населения из деревни в город. Бывшие колхозники не могли наесться хлеба из городских пекарен, после полуголодной деревни.
В Куйбышеве Владимиру Березину в это время приходилось воевать со строителями – новый дом сдают, а запроектированного на первом этаже магазина еще нет. Он уже в плане, под него товарооборот закладывать надо, а торговать негде. Тогда Владимиру Березину руки выламывали:
- Давай, приемку подписывай городу, если объект не подписан, на будущий год денег не дадут.
И все же перемены в самой системе организации торговли 1960 - 1970 гг. шли к лучшему. Куйбышев становился торговым центром с развитой специализацией, особо престижными считались промтовары. В приемной руководителя «Росторгодежды» сидели, ожидая своей очереди, многие директора и политики. Одних торгов стало 17. (Хлеб, молоко, овощи, горпромторг, текстильшвейобувьторг, хозмебельторг, система универмаг, торг Гастроном и т.д.) В районе Металлурга, на Олимпийской, и в Куйбышевском районе построили подъездные пути, базы, холодильники, фрукто- и овощехранилища (до этого жители многих домов в центре города и на Безымянке, начиная с 1943 г., устраивали подвалы и погреба для хранения овощей самостоятельно, в новых кварталах домов «ленинградской серии», построенных после 1970 года такого массового явления уже не было). Хотя, все равно, огромное количество времени горожане тратили на работу на дачах и огородах, «закручивание» банок и заготовку варенья на зиму.
В Куйбышеве появилась промтоварная база, начали создавать мощные засолочные пункты, капусту хранили круглый год по 1 тысяче тонн.
У города появился даже свой крупный свиносовхоз. 20 тысяч голов. Его создали на Кряжу, а филиал находился в поселке Зубчаниновка. В Куйбышеве на предприятиях общественного питания был организован сбор пищевых отходов, в жилых кварталах под них ставились специальные закрытые баки. Среди населения проводилась разъяснительная работа, что продукты выбрасывать надо туда то… Свиньи давали громадную прибыль, но в 1970 гг. на «борек» позарились областные аграрии - потребовали передать свиней в их ведомство - и затем дело сгубили.
Хотя к идее разведения свиней на пищевых отходах Березин шел долго: еще в Пролетарском районе он начинал с 60 голов на базе бывшего ОРСа в районе ул. Речной, потом на Красной Глинке их было уже 100… В городе это была целая система, которая включала в себя и предприятие по переработке отходов.
Вообще же, вспоминая период 1960 - 1970 годов, Березину было трудно объяснить состояние торговых прилавков Куйбышева. Скорее всего, проблема была не только в политике, но и слабом менеджменте.
Периодами было то густо, то в рабочих столовых на Безымянке людей кормить нечем, и управление торговли как в 1940 гг. превращалось в карточное бюро. Сотрудники талоны раздавали. Каждый день в обком КПСС докладывали: остатки масла, мяса, муки. Жители Советского района ездили за молоком для детей на пригородную станцию Средняя Волга, а население пролетарской Безымянки затоваривалось в выходные дни колбасой и сливочным маслом в магазинах, находящихся в центральной части города на ул. Маяковского, Самарской, Ленинградской. Вообще же в советское время до 70 процентов сливочного масла в Куйбышевскую область завозили из других регионов.
А были времена – ну, всего завались. Тогда в управлении торговли даже требовали, чтобы в магазинах мясом в ассортименте торговали - охлажденным, парным, мороженным, свининой, бараниной, говядиной. А в Куйбышеве на тот момент в государственной торговле уже мясников не было - их до этого изобилия сократили. Хотя для того, чтобы научить человека грамотно рубить мясо, нужно время.
В 1960 гг. была сдана вторая очередь созданного в 1932 году, Молочного комбината Куйбышева, начали выпускать фасованную в пакеты молочную продукцию, а не только отпускать покупателям молоко в бидончики, куда их наливали черпаками из 20-литровых металлических бидонов.
Торговля в 1960 – начале 1970 гг. давала городу доход в 10-11 миллионов рублей чистой прибыли. План продаж на Куйбышев спускался очень большой. Сам областной центр в товарообороте области занимал около 60 процентов. Способствовало ускорению оборота товаров и введение в конце 1960-х годов продажи телевизоров «Каскад», выпускаемых заводом «Экран», в кредит. Человек, покупавший телевизор, сразу уплачивал 20 процентов цены, а остальную сумму вносил равными частями в течение года. Потом торговля по согласованию с «Экраном» стала принимать от покупателей телевизоры старых марок за 30 рублей, что сразу же повышало привлекательность новой покупки.
К 1980 году, когда пошли более дорогие цветные телевизоры нового поколения, программу кредитования свернули, но зато повысили цену за сданный старый телевизор. Кроме телевизоров, в кредит продавали мебель, неходовые марки стиральных машин и холодильников (среди последних самой популярной считалась торговая марка «ЗИЛ»). База торга находилась в поселке Мясокомбинат на ул.Ближняя,3. Директором базы работала Елена Воробьева, ее замом был Георгий Бескаравайный. Большинство других промтоварных баз находилось в поселке Зубчаниновка, на ул.Товарной,7. Завозы в магазины по разнарядкам производились два-три раза в неделю.
Старые телевизоры утилизировались тракторами на свалке рядом с «Экраном». Свалку охраняли сторожа со служебными собаками, однако это не мешало мальчишкам со всего Куйбышева лазить на нее за телевизионными деталями и проводами, из которых тогда плели разноцветные «фенечки» - браслеты и перстни. Реализацией телевизоров занималась сеть «Спорткульторга», чей офис находился на ул. Куйбышева, а также магазины, непосредственно подчинявшиеся городскому управлению торговли – «Самара», «Юность». В «Самаре» отделом культтоваров заведовала Маргарита Мясникова, в «Юности» – Юлия Чупеева...
В фирменных магазинах «Спорткульттоваров», например, на Революционной 163, также можно было купить «чудо техники» размером с прикроватную тумбочку - магнитофон «Днепр -11», с, тремя скоростями - 4.5, 9 и 19 см\сек., китайские кеды «2 мяча», коньки «Динамо» за 30 рублей плюс лезвия «экстра» за 10 руб., велосипед «Кама» за 100 руб. Вообще же велосипеды были страшным дефицитом.
Кроме двухколесного, в магазинах «Спорткульттоваров» можно было приобрести (чисто гипотетически) супердефицитные автомашины, автомобильные прицепы, лодки. Видимо не случайно из системы «Спорткульторга» вышли такие серьезные руководители, как Владимир Пикунов.
Когда началось строительство ВАЗа в Тольятти, стремительно превращавшемся в мегаполис (с 1960-х гг. по 1975г. население выросло с 50 до 500 тыс. чел.), Владимир Березин пытался убедить руководство области, что снабжать новый город должно только специализированное Управление Рабочего Снабжения Куйбышевгидростоя, через министерства, ведущие строительство.
Березина слушали, но не услышали, и автоград забирал у области все большие товарные фонды, хотя по масштабам региона такое снабжение Автограда было чем-то средним. Область была заинтересована в строительстве отечественного автогиганта на территории региона. Первый секретарь обкома КПСС Владимир Орлов потом рассказывал о жителях нового города:
- Однажды я заинтересовался, сколько они съедают. Получилось - около 273 грамм хлеба и около 200 грамм колбасы в день.
Руководил городским управлением торговли Автограда – Василий Демин, автозаводским райпищеторгом командовала Ида Реддих, тольяттинский промторг возглавляла Зинаида Борщенко.
(Продолжение следуе
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: