06 мая 2008 10:46
Автор: Игорь Кондратьев
ПИВНАЯ СТОЛИЦА
В 1990 году режиссер Станислав Говорухин, тогда еще подыгрывая «перестройке» Михаила Горбачева, снял художественно-публицистический фильм «Так жить нельзя». Город Куйбышев предстал в нем в образе человеческой толпы, бившейся возле Жигулевского пивкомбината «на дне» за разливным пивом. После чего вздохнула вся страна – так действительно жить нельзя. По опросу журнала «Советский экран» фильм был признан лучшим в 1990 году. Недоразумение было в одном – в очередях за пивом народ до Михаила Горбачева в столице Средней Волги так злобно не душился, а хождение за этим напитком было целым ритуалом.
Пиво – напиток праздничный
Пиво в Куйбышеве всегда было больше чем пиво. Ему не надо было рекламы. Во время войны подростков, развозивших «жигулевское» по торговым точкам, на улицах высматривали раненые, лечившиеся в военных госпиталях города. Они просили маленьких извозчиков: «Ребята, киньте бутылочку!»
После войны в Куйбышеве открылось много пивнух, где бодрящий напиток продавали на розлив. Ими была забита улица Вилоновская, а на самом краю старого города, на ул.Полевой, таких пивнух насчитывалось не меньше десяти.
Пивом в ту пору торговали в основном женщины - крикливые тетки. Пивники-мужчины подошли сюда только в 1970-х, когда работа за краном стала приносить не только доход, но и работать на авторитет.
Особенно бился за веселящий душу и тело напиток народ в выходные и после окончания первомайской демонстрации. Тогда праздничные колонны выходили с площади Куйбышева на Ульяновский спуск, а там и до «дна» рукой подать. По склону через Рабочий городок. Пустую банку под пиво можно было купить за 40 копеек в гастрономе на углу Ульяновской и Молодогвардейской в отделе, где торговали соками.
Иногда власть пыталась навести порядок у пивкомбината в праздники. На Первомай в 1981-м Ленинский райком даже выставил дружинниц с библиотечного факультета института культуры. Молодежь из очереди в шутку потребовала от девчонок с красными нарукавными повязками ее «заарестовать». Те забрали только несколько «хулиганов». Посимпатичней.
Хотя не всем в городе пиво приносило радость общения с окружающей обстановкой. В 1975-м жильцы с Новой (сейчас улица Ерошевского) жаловались в газету. Мол, с утра здесь толпятся жаждущие, терпеливо ожидая, когда пивной киоск откроет свое оконце. Получив напиток, выпивохи располагаются в палисаднике, который разбит для детей, раскладывают на скамейках еду, разливают пиво по стаканам, потом и бутылки с вином в ход идут. Если какая-нибудь хозяйка рискнет повесить для просушки перед домом белье, то потом она горько пожалеет об этом: не все из гостей носят с собой носовые платки, а закуска-то жирная….
Недовольство жителей домов с улицы Новой можно было понять. Они находились как раз посредине «великого пивного пути» - между киосками на Революционной и в Овраге подпольщиков. А еще поблизости находилась масса разных общежитий, где студенческий народ выпить на природе тоже был не дурак. В этом районе вырос, кстати, и будущий мэр Самары Георгий Лиманский.
Походы за пивом
Для москвича Говорухина очередь за пивом в Куйбышеве – была чем-то запредельным. Жители столицы всегда плохо понимали менталитет волжан. А для самарцев такие мероприятия были еще и проверкой человеческих отношений – редко кто шел покупать пиво в одиночку. Тут надо было держаться кучей. И так же с друзьями прочесывать город, объезжая один киоск за другим – на удачу.
Обычно трассы были такими – пивбар «Рица» (на ул.Промышленности) - «Три сестры» (ул.Партизанская) - ул.Балаковская - пивнухи по 52-му маршруту автобуса в «Ямах». Или «Цыганка» (ул.Коммунистическая) – ул.Владимирская, киоски на ул.Арцыбушевской. Или ул.Партизанская, начиная от киосков за Домом молодежи – ул.Пензенская – ул.Агибалова (напротив Губернского рынка) – ул.Арцыбушевская. Или ул.Аврора – киоски за кинотеатром «Весна» – ул.Дыбенко («Бочка»).
Отправляясь в дальние походы, народ предусмотрительно запасался и другими вариантами для отдыха. Так, однажды весной 1982 года народ, без надежды ожидавший пиво вечером «на дне», даже не удивился, когда с Революционной с канистрами приехали ребята, набравшие там, в Универсаме №1, дешевую шипучку «Искру».
Когда же пиво так и не появилось, они расселись на бревнах возле Волги и начали шелушить рыбешку под сухое вино. Ведь главным преимуществом «дна» была не близость пивзавода, а сама природа и Волга. Милиция начала тут наводить порядок только после горбачевского «сухого закона». А до этого здесь царила студенческая демократия, особенно после стройотрядовских субботников, на которых ребята убирали улицы и помогали детским домам.
Особенно часто здесь можно было видеть студентов строительного института. Он был ближайшим соседом «дна». Даже секретарь комитета ВЛКСМ этого вуза Александр Латкин в конце 70-хгг. в дни праздников посылал туда за пивом своих замов.
Обстановку студенческого самоуправления «на дне» нарушали только «рождественские» и криминальные «короли Рабочего городка». Они, для вида слегка ополоснув свои банки пивом, сразу начинали «повторять», лезть к окошку продавца без очереди.
Рождественских хулиганов «учил» порядку пивник Саша Аббасов – «Аббас» - чемпион Советского Союза по боксу. Его пивная точка в плане дизайна и использованных для строительства материалов была самой приличной в Куйбышеве. Она находилась выше места, где заправлялись водой поливальные машины.
Хотя далась такая красота ему тяжело – согласование и в советское время отнимало много сил. А районный архитектор Данилов чертил Аббасу планы его киоска не на бумаге, а на асфальте – спортсмен не захотел ему платить.
У других киосков «на дне» да и вообще в городе такого порядка не было. Поэтому у покупателей были модными шестилитровые металлические канистры – ими при необходимости можно было отбиться от хулиганов. В случае, если противостояние в очереди переходило в хаос, самые отчаянные покупали пиво, подавая посуду с крыши киоска.
Банки можно было оставлять здесь же - «на дне» - в отверстиях на подпорной стене, отделяющей ГРЭС от Волги, если кто-то умудрялся забраться на высоту четырех метров.
Кстати, особо зарвавшихся хулиганов иногда учили. Без всякой милиции. Так, однажды такого наглого стоявшие в очереди рабочие с 4 ГПЗ огрели по голове его же банкой у пивнухи на «Цыганке» (ул.Коммунистическая).
Когда он упал, из очереди вышла бабушка, собрала рассыпавшуюся мелочь и положила ее в осколки банки рядом с отключившимся телом…
Прогулки по пивбарам
До 60-х годов с пивбарами в Куйбышеве было напряженно. Для них не хватало современных помещений. Потом их понемногу стали строить. Превращая потребление пива в более-менее цивилизованный сервис. Правда, с советским душком.
Так, кроме ячменного напитка в пивбаре под рестораном «Парус» на ул.Красноармейской, сначала в 70-е, ценилась и закуска – копченая рыба. Она была вполне съедобной. Ее, как и хлеб, можно было брать сколько угодно. С подносов у стойки. Потом появились бутерброды, на которые мазался фарш из рыбы «второй свежести», и у бара в народе появилось непечатное название…
Старожилы Куйбышева, заставшие пивбар на Линдовском рынке, «Цыганке», помнят не только его разбавленное пиво, но и выдаваемые на закуску маслины, которые волжанам в 70-е не нравились.
Пивбар под рестораном «Театральный» на ул.Полевой пережил два этапа. Сначала в 1970-х он был обычным «гадюшником», где вода из туалета заливала близлежащий зал. Потом бар стал цивильным двухэтажным заведением, где к пиву в графинах официанты подавали вкусные горячие закуски.
Потом такой сервис рухнул, а посещение «Театрального» шло по расписанию: с утра – пивбар, после обеда – коктейль-бар, к ужину – ресторан. Здесь на Полевой ковал свой первоначальный капитал будущий воротила самарского бизнеса Александр Мосолов, которого пытался оттереть «от крана» один из родственников секретаря Президиума Верховного Совета Георгадзе. А охранял эту «империю отдыха» сотрудник Октябрьского РОВД Михаил Перегудов – будущий фотограф самарской секс-революции в начале 1990-х, за что и был уволен из органов…
Центром Безымянки был пивбар «Рассвет», находившийся на Физкультурной, напротив Дворца Спорта авиационного завода, но он «лег» быстрее всех. Здесь взяли верх местные блатные.
В пивбаре в Овраге подпольщиков главными действующими лицами были таксисты. Кроме них здесь крутились студенты государственного университета. Еще одним местом обитания университетских, особенно студентов с юридического факультета, был пивбар на мини-рынке, рядом с телецентром.
Лучше всего пиво шло в летних кафе на второй очереди набережной. Здесь, особенно в «Чайке», был классный шашлык за рупь и бутылочное «Жигулевское». Везло тому, кто приходил к открытию кафе и брал сразу несколько ящиков. К вечеру пиво в «Чайке» исчезало и менялось на сухое вино из расчета два к одному…
Куйбышев и Самару не в кино надо показывать, чтобы доказывать, что у нас жить нельзя, что здесь хуже, чем в российской столице, нет порядка.
У нас надо просто жить – вместе со своими друзьями, близкими. Жить и радоваться нашей Волге, которая за века перевидала разное безумство…
•
Отправить свой коментарий к материалу »
•
Версия для печати »
Комментарии: